Это он, это он, ленинградский Бибигон  

Я с детства не любил овал.
Я с детства угол рисовал.
Э. Багрицкий.


Великий и могучий Вячеслав Бутусов (он же Бибислав Овалов) в компании единоумышленников замутил феерический шоу-проект "Бибигония". Однако, это возимое по всей стране и за ее пределами нечто являет собой всего лишь концертную переработку старых хитов (в основном, с альбома "Овалы"), где Бутусову помогают петь детский хор и группа "ПЛАТО" из Белоруссии, а иллюстрируют происходящее "Лицедеи". Голос у Бутусова еще более усталый, чем во времена написания этих нетленок, языком он ворочает нехотя, клоуны смешны до истерики, при чем в самых кульминационных и патетичесуких моментах действа. И, в процессе представленья, (извините за постороннюю цитату) создается впечатленье, будто Бутусова так все достали за последние лет тринадцать, активно заставляя исполнять все это на бис, что он уже не может терпеть собственное творчество и относиться к нему серьезно. На его личном bbgonском сайте размещена какая-то пространная наукообразная и загрузочная телега о ренессансе абсурда, структуроидальном абсурдизме и обессмысливании бессмысленного. Все это в целом выглядит конченным бредом и нескладухой. Мало того, ныне обитающий в Питере Бибислав совершенно неуловим. На мои вопросы он отвечал по факсу, совершенно несерьезно и снисходительно, прикинувшись эдаким премилым мальчиком-спальчиком-Бибигончиком, и судя по всему, от души поржал надо всем, что присылала я. На вопросы, содержавшие наиболее нудные наезды, он предпочел ответить, что факс выдал "штрихкод, который мы еще не раскололи".

Бибибред.
Абсурдизм - путаный и плохо канонизированный жанр не только в театральном искусстве. Основоположниками его принято считать драматургов-эмигрантов, обитавших во Франции - Э.Ионеско, С.Беккета и др. Сами они определяли свой жанр как депрессивное искусство с подростковым мировоззрением (восприятие мира, как нагромождения никчемности, общества, как адской машины, убивающей личность и т.п.). Бутусовское шоу трогательное, жизнеутверждающее, напоминает живой сюрреалистический клип. А усы унего, как у Дали. Так при чем здесь абсурд? Из зала сие выглядит, как побег от пафоса и фатализма. При этом, сам Бутусов заявляет, что абсурдизма вообще не существует. Что же касается биби-представления и сюрреализма...
БУТУСОВ: Наше "представление" не имеет никакого отношения к сюрреализму, так как усы заимствованы у Барона Мюнхалеона, а головной убор от Наполеонгаузена.
КОРР: Как вы относитесь к тому, что сейчас модно бояться пафоса и, убивая его посредственнным юморочком, превращать все самое светлое в ширпотреб и дерЬмантин, модно считать "поиск философской глубины в каждой луже" признаком "совковости"?
БУТУСОВ: Пафос и фатализм убить невоможно, равно как и убежать от них. Мода - явление временное.
Непонятно также и почему проект носит такое название, и какое оно имеет отношение к донкихотствующему лилипутику, родившемуся в воспаленных фантазиях К.Чуковского? Связь между абсурдизмом и Бибигоном я наблюдаю: заброшенность (упал с луны) в бездушный, враждебный мир маленьколго человечка, и все такое. Но почему именно Бибигон? Творения К.Ч. кишмя кишат прелюбопытными персрнажами, имеется даже "бяка-закаляка кусачая".
БУТУСОВ: Бибигон - симпатичный малый. У него занятное Имя. Именно поэтому он.


Бибишоу.
Шоу явно расчитано на огромные залы, которые в нашей стране редко удивляют пристойной акустикой, и в которых обычно проводятся эстрадно-фанеррные гала-концерты. В этой связи половину слов в песнях (наименее навязших, моложе 10 лет) разобрать не удается. Тем не менее, шоу сумасшедшее, декорации уникальные и сделаны по-настоящему со вкусом. На сцене стоят четыре колонны, сидит угрюмый Бутусов во всем черно-белом, повсюду снуют прочие персонажи. Дым, подсветка, звезды. Красиво до столбняка и смешно до колик. Особенно запомнился один лицедейский персонаж. Во время очередной супертрагической Бутусовской композиции из-за кулис выходит рыба с ногами, подкрадывается к мэтру, задумчиво садится рядом, кладет ногу на ногу и слушает.
БУТУСОВ: Декорации придумывали, в основном, "Лицедеи".
КОРР.: И как вы их перемещаете?
БУТУСОВ: Перевозить их удается на грузовой машине.
Вот так, скупо и лаконично. С декорациями, кажется, все ясно. Тем не менее, мне показалось, что на концерт все равно приходят замшелые бутусовские фэны, которым фиолетово, что вокруг Бибислава стоит, и кто там вокруг него суетится. Знаете, как бывает стыдно смотреть порножурнал в переполненном автобусе? Вот такие же ощущения испытала я глядя на девиц с цветами, которые поднимались на сцену (а не подходили к ней) после каждой песни. Им было плевать, что там идет сплошное взаимосвязанное представление, и что "Лицедеи" - это театр. Дамы хватали Бутусова за голову и насильно целовали, что-то спрашивали, требовали автограф. Ну, представьте себе: утопилась Офелия, плавает среди кувшинок, а тут из зала вылезает поклонник с цветами и блокнотиком и просит труп расписаться. Не нравится? Или разница есть между этими двумя ситуациями? Культурные люди дарят артисту цветы после концерта, когда тот выходит на поклон.
БУТУСОВ: К невоспитанным девушкам стараюсь отноиться сдержанно и постоянно что-нибудь им говорю.
КОРР.: Что такое, по-вашему, идеальный поклонник?
БУТУСОВ: Настоящий поклонник - это тот, кто поклоняется. Идеалу.
Группа ПЛАТО играет нечто под названием acoustic world music, и состоит из десяти чкеловкек (включвая звукорежиссера и директора). Как сказано на сайте, "композиции группы не являются современной переработкой народных мелодий, а несут в себе лишь стиль и дух тех времен". Группа существует с 1994 года, а с Бутусовым сотрудничает только с 1999-го. Результат - вовсе не спекуляция на модной нынче этнике и даже не стилизация под нее. Но ПЛАТО придает проекту саунд а-ля "АКВАРИУМ". Бибислав всячески отрицает влияние на его организм смены ПМЖ. Однако, компания "Бибигон", планирует массированное сотрудничество с близкими по духу (и месту жительства) товарищами, например намечается студийный проект с тем же"Аквариумом". А еще, помимо Бутусова, в концерте много поют юноша и девушка из ПЛАТО.
КОРР.: Почему у вас на сцене девушка стоит, а вы сидите?
БУТУСОВ: Из троих девушек одна находится в сидячем положении. Такова специфика игры на виолончели и на гитаре без ремня.
Надо понимать, что дай ему волю, у него бы все девушки стояли. По стойке "смирно".
КОРР.: А почему у вас дети поют в унисон? Они - хор или как?
БУТУСОВ: Дети поют в унисон, потому что такова их природа. Они - хор из Белоруссии.
КОРР.: Как лично для вас различаются цели, преследуемые при записи альбома и при общении с публикой?
БУТУСОВ: Цели не различаются, поскольку не преследуются.
КОРР.:Вы стремитесь приблизить концертное звучание к альбомному?
БУТУСОВ: Не стремимся.
КОРР.:Вам случалось забывать слова?
БУТУСОВ: Случалось неоднократно, в том числе необходимые.
КОРР.: Для чего вы устроили столь мощную и финансово напряжную обработку старых хитов?
БУТУСОВ: Мощная обработка старых хитов была необходима по мнению руководства.
КОРР.: Обозначу две стороны одной и той же медали, выбирайте сами:
1) лучше редко, но метко, чтобы шедевр получился;
2) если очень редко, то все орут, что человек исписался.
Вы как-то балансируете между этими двумя явлениями природы или же вам все равно, что о вас скажут?
БУТУСОВ: Мне все равно, что обо мне скажут.
КОРР.: А со стороны кажется, что не все равно. К чему тогда весь этот четко выписанный неестественный и театрализованный имдж эдакого усталого героя, который задолбался спасать целые планеты и учить идиотов уму-разуму? Сами по себе в жизни люди такими не становятся. Вы в жизни - такой же, как на сцене?
БУТУСОВ: На сцене я такой же, как и в жизни.
КОРР.: Это - маска, которая не снимается, или вы всегда были таким?
БУТУСОВ: Я не всегда был таким, потому что не всегда находился на сцене.
А еще на bbgonском сайте сказано: "Бибидеи всех стран, объединяйтесь!" Оцените полет словотворчества: бибидеи, а не бибигеи. А представьте, если они и впрямь объединятся! Целая толпа скучных Бибиславов Оваловых, которым, якобы, все равно, что о них говорят. Бутусов утверждает, что объединение - не есть основная абсурдистская тенденция. Тем не менее, подобные призывы нередко встречаются в трудах Ионеско и в знаменитом пролетарском лозунге. Успокаивает одно: и пролетарии, и призванные Ионеско писатели с художниками давным-давно разъединились.


Елена МОКСЯКОВА
«Ровесник»


взад
Напишите мне



Хостинг от uCoz