Браво не тонет,
браво не горит
Название нового альбома группы
"Браво" - "Евгеника"
довольно спорное, но, по словам
Евгения Хавтана, не подразумевает
культивирование его личности.
Однако, именно эта самая личность -
лидера и композитора группы, ее
локомотива, и заставляла столько
лет держаться на плаву группу,
сменившую множество фронтменов и,
извините, фронтвуменов. Каждый
вокалист, задерживавшийся в группе
на некоторое время не то становился
современником новой музыкальной
эпохи группы, не то создавал ее. Так
или иначе, эти периоды разнятся как
по стилю, так и по настроению.
Группа долгие годы ассоциировалась
с Агузаровой, но поборола эти
ассоциации, каждый раз меняясь и
возрождаясь из пепла, как птица
Феникс, ведь в нее пришли и ушли
Валерий Сюткин, Ира Епифанова и
даже Евгений Осин. Но как бы ни
менялись настроения взрослеющей
группы, все ее творчество остается
жизнеутверждающим и романтичным,
невзирая на возраст и лирику. Браво
с Ленцем тоже приобрело
обновленное звучание. А теперь
всерьез запел и сам Хавтан.
Означает ли это серьезные перемены?
И да и нет. Это - все та же
нестареющая ретро-эстрада, хоть и
начала по стилистике отдавать
брит-попом и "Бременскими
музыкантами". Публика у
"Браво" не стареет. Некоторые
начали слушать группу с альбома
"Дорога в облака" и даже успели
удивиться, узнав по агузаровское
прошлое. Но, по словам Хавтана,
"дебилы и децлообразные существа
на концерты "Браво" не
ходят". Да и зачем? Это же не
серьмяжные гимны подростковым
проблемам в исполнении голодного
самца или невоспитанной девочки.
Это качественные мелодии, взрослая
выношенная музыка, тексты,
написанные разными людьми, но
самыми лучшими, самыми
понимающими... Только такие вещи
быстро не делаются. Давненько у
"Браво" не выходило новых
альбомов.
- Есть такая система, что нужно
издавать 1 пластинку в год, но очень
сложно писать песни по графику. Они
должны отстояться, должно пройти
время. У нас не было многолетних
контрактов - это одна из причин.
Получаются песни - есть повод
выпустить альбом, нет - не надо.
- Обычно вы сперва сочиняете музыку,
а потом подключаете к ней поэтов?
- Да. Обычно я сижу с гитарой и
сочиняю, делаю какие-то наброски, а
потом начинается более мучительный
процесс - это тексты песен.
Мучительный, потому что была бы моя
воля, я бы просто писал
инструментальную музыку.
- Что же вам мешает?
- То, что мы находимся в рамках
поп-жанра, поп-рок-культуры, а она
предполагает музыку и слова.
- Чтобы не зарабатывать на жизнь
посторонними способами?
- Да, и потом, помимо меня есть еще и
группа... Я очень хочу найти время и
записать альбом инструментальной
музыки. А пока существует проблема -
тексты. Но я встретил очень
интересных людей, которые помогли
мне разобраться с тем, какая будет
поэзия в этом альбоме. Это - Олег
Чилап (лидер группы "Оптимальный
Вариант"), который подарил мне
сборник своих стихов, и случилось
то, что бывает очень редко. Мне
понравились стихи, и я написал на
них музыку (обычно бывает наоборот).
Дальше он написал еще три песни.
Этот альбом довольно нетипичный
для ансамбля - здесь более
серьезный подход к поэзии. И потом,
я здесь сам пел несколько песен
(большую часть - прим. корр.) и очень
старался выбирать для себя то, что
мне петь.
- А почему было так поздно принято
решение запеть?
- Я как-то об этом не думал. Просто
захотелось.
- А раньше не хотелось?
- Раньше мне хватало того, что я
играю на гитаре, а теперь мне
захотелось сказать какие-то слова.
- А ваше сотрудничество с Вадимом
Степанцовым угасло?
- Нет. Мы с Вадиком - друзья, мы
достаточно часто общаемся. Просто
на этом альбоме не получилось по
ряду разных причин.
- Первая ассоциация, которая лично у
меня возникает при упоминании о
вашей дружбе - "Король Оранжевое
Лето". Между прочим, он выдал вам
эту песню в том варианте, который у
вас, или в том, хулиганском, который
исполняет сам?
- В том, который у нас. Несколько
слов, правда, пришлось изменить -
"кастет" и еще что-то. Я не
хотел, но редакторы настояли,
сказав, что иначе песню не
пропустят на телевидение. Я сам
себе наступил на горло и решил, что
пусть лучше песню покажут в таком
виде, чем не увидит никто.
- Для вас текст принципиально важен?
- Для того стиля музыки, который я
сейчас делаю - да.
- Почему тяжело писать музыку на
стихи, почему в последнее время
никто этим не занимается?
- Ну, я, например, не могу. Я -
мелодист, для меня слишком важна
мелодия. А текст на музыку тоже
очень тяжело писать. Он ведь должен
еще и совпасть с теми образами,
которые возникают у меня, когда я
пишу музыку.
- А конкурс текстописцев объявлять
пробовали?
- Было такое. Одну песню мы написали
именно по конкурсу. Этот парень,
Роман Керимов, прислал нам по факсу
свои стихи (их там много было). Они
мне понравились, мы встретились, я
дал ему кассету, и он написал. Я ему
объяснил, что там должно быть -
например, Джеймс Дин (один из моих
любимых героев, киноактер 50х годов).
Роман не знал, кто это такой, я ему
рассказал, и он очень удачно
написал про него.
- А то, что прислали остальные, было
ужасно так ужасно?
- Были хорошие стихи, но это было не
мое, не совпадало с моим состоянием.
Со всеми людьми, которые писали мне
стихи, я провел какой-то отрезок
времени, общался с ними, и они
представляли мое внутреннее
состояние, мою жизненную позицию.
- Что будет, если собрать всех людей,
которые хоть как-то принимали
участие в творчестве группы
"Браво"?
- Человек сто получится. Это ведь
творческий коллектив людей,
которые собираются, чтобы сделать
какой-то продукт. У каждого свое
видение, все слушают разную музыку,
каждый хочет что-то привнести, и из
этого, порою, получается компот, и
очень важно не обидеть никого и
сделать из этого продукт...
- ... "Компот" - тоже продукт...
- ...Гармоничный. Это - очень интимный
процесс. Просто кто-то не прижился.
У каждого свои задачи, каждый
самовыражается по-своему.
- В те времена, когда у вас в группе
надолго зависали определенные
вокалисты, закреплялся и какой-то
новый, но постоянный стиль...
- Это было связано и с тем, кто это
делал, и как это происходило. Это -
очень сложно описать. Когда мы
начинали, мы были стилягами. Носили
костюмы, галстуки и прически
"полубокс", красили себе
челки...
- А потом прошел рокабильский задор?
- Разве можно сохранять
рокабильский задор всю жизнь? Я не
могу так много пить. Если бы я до сих
пор столько пил, то как бы я сейчас
выглядел? Да и панком трудно быть в
30 лет. Как сказал Сид Вишез, панк
должен умереть. Поэтому мне очень
смешно смотреть на "панков",
которые целый день работают в
офисе, а потом играют панк-музыку...
- Это вы про Чачу?
- Я не знаю, как его зовут. Но при
этом он декларирует принципы
панк-рока.
- А что такое рок и поп, и существует
ли такое разделение?
- Никогда не существовало. Я знаю
примеры рок-музыки гораздо более
пошлые, чем поп-музыка. Существует
хорошая музыка и плохая, честно
сделанная и нет. В 80-е рок-музыка
была остро социальная, тогда за это
гоняли, а сейчас? Да и тогда это был
только лозунг, которым все
прикрывались, как и у сегодняшних
групп - "мы играем рок-музыку, мы
не такие". Да такие же вы! Вы также
стремитесь подписать эти контракты
и участвовать в этих проститутских
политических акциях. Я с очень
большим уважением отношусь к
музыкантам, которые не стремятся
просовывать свои физиономии в ящик
и делать эпатирующие заявления или
прикрываться модной темой секса и
наркотиков, музыкантов, которые
просто занимаются музыкой.
- Кстати насчет эпатажа. Вы, как
человек, который много лет общался
с Жанной Агузаровой, скажите
пожалуйста - она говорит, что думает
или хулиганит?
- Я не знаю ответа на этот вопрос.
Она абсолютно разная. Она абсолютно
талантливая артистка и певица с
уникальным голосом, во многом себя
не реализовавшаяся.
- У вас никогда не было элементарной
человеческой ревности? После ее
ухода публике долгое время
казалось, что у костра под
названием "Браво" теперь,
кончились дрова.
- А разве плохо было с Валерой?
- Но ведь к этому не сразу привыкли...
- Это - нормальная человеческая
неприязнь ко всему новому. Если
какой-то человек не нравится - это
не значит, что он плохой. Он просто
другой.
- Роберт к вам попал спустя
несколько лет после того, как к вам
же безуспешно прослушивался.
Почему?
- В первый раз его приняли, но он, в
итоге, сам отказался. Это же очень
ответственный шаг и груз
ответственности - попасть в группу
с таким именем. Возможно, он тогда
был не готов к этому.
- Теперь, когда вы сами запели,
что-то изменится? В вашем новом
альбоме появились какие-то
инструментальные или стилевые
нововведения?
- Там появилось очень корректное
вмешательство компьютера. Дело в
том, что продюсер у альбома новый.
Ему 27 лет, и у него совсем другое
восприятие звука. Зовут его Николай
Козырев. Там есть семплы очень
любимого мною Марка Болана,
трагически погибшего в
автокатастрофе, законодателя
музыкальной моды и такого
направления, как глэм-рок. Там есть
музыка в стиле диско. Там
использована миди-гитара - это
такой прибор, гитара со специальным
датчиком - звучит совершенно
космически. Большинство партий
сыграно не на клавишных
инструментах, а на гитаре. Тут
совершенно разная философия звука -
гитарист и пианист одним и тем же
звуком рояля будут играть
по-разному. Для другой песни мы
рылись в библиотеке радиоперехвата
(это когда спутник наш запускается,
а американцы слушают, и наоборот).
Там есть разговор космонавта
Комарова с Землей (ракета
"Восток-8", он разбился). Одни из
последних слов, которые были им
сказаны - "Я вижу землю, вижу
Антарктиду..." Мы включили их в
финальную песню - "Неспящие".
Это - песня о том, что сидит некий
балбес на облаке и смотрит на
людишек, которые где-то внизу
суетятся. И ему все это так смешно
становится! Кругом так много
планет, звезд, все так красиво, а они
туда-сюда снуют и зарабатывают
деньги. Кроме того, в альбоме пела
новая солистка группы
"Кукуруза" - Светлана Шебеко
(прежде, чем попасть в почтенный
кантри-коллектив, Светлана была
широко известна в джазовых кругах -
прим корр.). Что еще можно сказать об
альбоме? Он очень честный.
- Что происходило за годы эволюции
ансамбля со стилем вашей одежды?
- Я до сих пор езжу в Лондон покупать
костюмы. Кроме того, мы до сих пор
возим с собой костюмера - девушку,
которая нам гладит костюмы, потому
что я не могу себе позволить выйти
на сцену в мятых брюках.
- Когда-то вы скакали по сцене, а
теперь иногда и вовсе на стульях
сидите.
- А музыка изменилась, под нее глупо
скакать.
- А давайте вспомним совсем
доисторические времена. Как вы
научились играть на гитаре?
- Я учился в музыкальной школе. Но
лучшиим самоучителем был бабинный
магнитофон. У него было две
скорости. Я включал его медленнее,
(все звучало на октаву ниже и
разборчивее) и "снимал",
например, Ричи Блэкмора.
- И с какого произведения вы начали?
- "Дом восходящего солнца" - это
тогда играли во всх дворах. Потом я
встретил гитариста, который все это
придумал (группа "Animals"
приезжала к нам на гастроли), хотел
взять автограф и сказал: "Я начал
заниматься гитарой, потому что мне
хотелось выучить ваши 3 аккорда."
Он очень обиделся и ответил, что их
было не 3, а 4.
- У вас бывают творческие кризисы?
Как вы с ними боретесь?
- Я уезжаю на дачу. Там хорошо,
никого рядом нет. У меня дача рядом
с Москвой. Я продукты кидаю в
багажник и все. У меня та же гитара,
что и 20 лет назад, на ней я все
сочиняю. Гитар у меня много -
коллекция, штук 15, но сочиняется
только на одной.
- А если кто-то ее сопрет?
- Не знаю. Зря я вам рассказал.
Елена МОКСЯКОВА
РЕАНИМАЦИЯ