Браво не тонет, браво не горит

Название нового альбома группы "Браво" - "Евгеника" довольно спорное, но, по словам Евгения Хавтана, не подразумевает культивирование его личности. Однако, именно эта самая личность - лидера и композитора группы, ее локомотива, и заставляла столько лет держаться на плаву группу, сменившую множество фронтменов и, извините, фронтвуменов. Каждый вокалист, задерживавшийся в группе на некоторое время не то становился современником новой музыкальной эпохи группы, не то создавал ее. Так или иначе, эти периоды разнятся как по стилю, так и по настроению. Группа долгие годы ассоциировалась с Агузаровой, но поборола эти ассоциации, каждый раз меняясь и возрождаясь из пепла, как птица Феникс, ведь в нее пришли и ушли Валерий Сюткин, Ира Епифанова и даже Евгений Осин. Но как бы ни менялись настроения взрослеющей группы, все ее творчество остается жизнеутверждающим и романтичным, невзирая на возраст и лирику. Браво с Ленцем тоже приобрело обновленное звучание. А теперь всерьез запел и сам Хавтан. Означает ли это серьезные перемены? И да и нет. Это - все та же нестареющая ретро-эстрада, хоть и начала по стилистике отдавать брит-попом и "Бременскими музыкантами". Публика у "Браво" не стареет. Некоторые начали слушать группу с альбома "Дорога в облака" и даже успели удивиться, узнав по агузаровское прошлое. Но, по словам Хавтана, "дебилы и децлообразные существа на концерты "Браво" не ходят". Да и зачем? Это же не серьмяжные гимны подростковым проблемам в исполнении голодного самца или невоспитанной девочки. Это качественные мелодии, взрослая выношенная музыка, тексты, написанные разными людьми, но самыми лучшими, самыми понимающими... Только такие вещи быстро не делаются. Давненько у "Браво" не выходило новых альбомов.


- Есть такая система, что нужно издавать 1 пластинку в год, но очень сложно писать песни по графику. Они должны отстояться, должно пройти время. У нас не было многолетних контрактов - это одна из причин. Получаются песни - есть повод выпустить альбом, нет - не надо.
- Обычно вы сперва сочиняете музыку, а потом подключаете к ней поэтов?
- Да. Обычно я сижу с гитарой и сочиняю, делаю какие-то наброски, а потом начинается более мучительный процесс - это тексты песен. Мучительный, потому что была бы моя воля, я бы просто писал инструментальную музыку.
- Что же вам мешает?
- То, что мы находимся в рамках поп-жанра, поп-рок-культуры, а она предполагает музыку и слова.
- Чтобы не зарабатывать на жизнь посторонними способами?
- Да, и потом, помимо меня есть еще и группа... Я очень хочу найти время и записать альбом инструментальной музыки. А пока существует проблема - тексты. Но я встретил очень интересных людей, которые помогли мне разобраться с тем, какая будет поэзия в этом альбоме. Это - Олег Чилап (лидер группы "Оптимальный Вариант"), который подарил мне сборник своих стихов, и случилось то, что бывает очень редко. Мне понравились стихи, и я написал на них музыку (обычно бывает наоборот). Дальше он написал еще три песни. Этот альбом довольно нетипичный для ансамбля - здесь более серьезный подход к поэзии. И потом, я здесь сам пел несколько песен (большую часть - прим. корр.) и очень старался выбирать для себя то, что мне петь.
- А почему было так поздно принято решение запеть?
- Я как-то об этом не думал. Просто захотелось.
- А раньше не хотелось?
- Раньше мне хватало того, что я играю на гитаре, а теперь мне захотелось сказать какие-то слова.
- А ваше сотрудничество с Вадимом Степанцовым угасло?
- Нет. Мы с Вадиком - друзья, мы достаточно часто общаемся. Просто на этом альбоме не получилось по ряду разных причин.
- Первая ассоциация, которая лично у меня возникает при упоминании о вашей дружбе - "Король Оранжевое Лето". Между прочим, он выдал вам эту песню в том варианте, который у вас, или в том, хулиганском, который исполняет сам?
- В том, который у нас. Несколько слов, правда, пришлось изменить - "кастет" и еще что-то. Я не хотел, но редакторы настояли, сказав, что иначе песню не пропустят на телевидение. Я сам себе наступил на горло и решил, что пусть лучше песню покажут в таком виде, чем не увидит никто.
- Для вас текст принципиально важен?
- Для того стиля музыки, который я сейчас делаю - да.
- Почему тяжело писать музыку на стихи, почему в последнее время никто этим не занимается?
- Ну, я, например, не могу. Я - мелодист, для меня слишком важна мелодия. А текст на музыку тоже очень тяжело писать. Он ведь должен еще и совпасть с теми образами, которые возникают у меня, когда я пишу музыку.
- А конкурс текстописцев объявлять пробовали?
- Было такое. Одну песню мы написали именно по конкурсу. Этот парень, Роман Керимов, прислал нам по факсу свои стихи (их там много было). Они мне понравились, мы встретились, я дал ему кассету, и он написал. Я ему объяснил, что там должно быть - например, Джеймс Дин (один из моих любимых героев, киноактер 50х годов). Роман не знал, кто это такой, я ему рассказал, и он очень удачно написал про него.
- А то, что прислали остальные, было ужасно так ужасно?
- Были хорошие стихи, но это было не мое, не совпадало с моим состоянием. Со всеми людьми, которые писали мне стихи, я провел какой-то отрезок времени, общался с ними, и они представляли мое внутреннее состояние, мою жизненную позицию.
- Что будет, если собрать всех людей, которые хоть как-то принимали участие в творчестве группы "Браво"?
- Человек сто получится. Это ведь творческий коллектив людей, которые собираются, чтобы сделать какой-то продукт. У каждого свое видение, все слушают разную музыку, каждый хочет что-то привнести, и из этого, порою, получается компот, и очень важно не обидеть никого и сделать из этого продукт...
- ... "Компот" - тоже продукт...
- ...Гармоничный. Это - очень интимный процесс. Просто кто-то не прижился. У каждого свои задачи, каждый самовыражается по-своему.
- В те времена, когда у вас в группе надолго зависали определенные вокалисты, закреплялся и какой-то новый, но постоянный стиль...
- Это было связано и с тем, кто это делал, и как это происходило. Это - очень сложно описать. Когда мы начинали, мы были стилягами. Носили костюмы, галстуки и прически "полубокс", красили себе челки...
- А потом прошел рокабильский задор?
- Разве можно сохранять рокабильский задор всю жизнь? Я не могу так много пить. Если бы я до сих пор столько пил, то как бы я сейчас выглядел? Да и панком трудно быть в 30 лет. Как сказал Сид Вишез, панк должен умереть. Поэтому мне очень смешно смотреть на "панков", которые целый день работают в офисе, а потом играют панк-музыку...
- Это вы про Чачу?
- Я не знаю, как его зовут. Но при этом он декларирует принципы панк-рока.
- А что такое рок и поп, и существует ли такое разделение?
- Никогда не существовало. Я знаю примеры рок-музыки гораздо более пошлые, чем поп-музыка. Существует хорошая музыка и плохая, честно сделанная и нет. В 80-е рок-музыка была остро социальная, тогда за это гоняли, а сейчас? Да и тогда это был только лозунг, которым все прикрывались, как и у сегодняшних групп - "мы играем рок-музыку, мы не такие". Да такие же вы! Вы также стремитесь подписать эти контракты и участвовать в этих проститутских политических акциях. Я с очень большим уважением отношусь к музыкантам, которые не стремятся просовывать свои физиономии в ящик и делать эпатирующие заявления или прикрываться модной темой секса и наркотиков, музыкантов, которые просто занимаются музыкой.
- Кстати насчет эпатажа. Вы, как человек, который много лет общался с Жанной Агузаровой, скажите пожалуйста - она говорит, что думает или хулиганит?
- Я не знаю ответа на этот вопрос. Она абсолютно разная. Она абсолютно талантливая артистка и певица с уникальным голосом, во многом себя не реализовавшаяся.
- У вас никогда не было элементарной человеческой ревности? После ее ухода публике долгое время казалось, что у костра под названием "Браво" теперь, кончились дрова.
- А разве плохо было с Валерой?
- Но ведь к этому не сразу привыкли...
- Это - нормальная человеческая неприязнь ко всему новому. Если какой-то человек не нравится - это не значит, что он плохой. Он просто другой.
- Роберт к вам попал спустя несколько лет после того, как к вам же безуспешно прослушивался. Почему?
- В первый раз его приняли, но он, в итоге, сам отказался. Это же очень ответственный шаг и груз ответственности - попасть в группу с таким именем. Возможно, он тогда был не готов к этому.
- Теперь, когда вы сами запели, что-то изменится? В вашем новом альбоме появились какие-то инструментальные или стилевые нововведения?
- Там появилось очень корректное вмешательство компьютера. Дело в том, что продюсер у альбома новый. Ему 27 лет, и у него совсем другое восприятие звука. Зовут его Николай Козырев. Там есть семплы очень любимого мною Марка Болана, трагически погибшего в автокатастрофе, законодателя музыкальной моды и такого направления, как глэм-рок. Там есть музыка в стиле диско. Там использована миди-гитара - это такой прибор, гитара со специальным датчиком - звучит совершенно космически. Большинство партий сыграно не на клавишных инструментах, а на гитаре. Тут совершенно разная философия звука - гитарист и пианист одним и тем же звуком рояля будут играть по-разному. Для другой песни мы рылись в библиотеке радиоперехвата (это когда спутник наш запускается, а американцы слушают, и наоборот). Там есть разговор космонавта Комарова с Землей (ракета "Восток-8", он разбился). Одни из последних слов, которые были им сказаны - "Я вижу землю, вижу Антарктиду..." Мы включили их в финальную песню - "Неспящие". Это - песня о том, что сидит некий балбес на облаке и смотрит на людишек, которые где-то внизу суетятся. И ему все это так смешно становится! Кругом так много планет, звезд, все так красиво, а они туда-сюда снуют и зарабатывают деньги. Кроме того, в альбоме пела новая солистка группы "Кукуруза" - Светлана Шебеко (прежде, чем попасть в почтенный кантри-коллектив, Светлана была широко известна в джазовых кругах - прим корр.). Что еще можно сказать об альбоме? Он очень честный.
- Что происходило за годы эволюции ансамбля со стилем вашей одежды?
- Я до сих пор езжу в Лондон покупать костюмы. Кроме того, мы до сих пор возим с собой костюмера - девушку, которая нам гладит костюмы, потому что я не могу себе позволить выйти на сцену в мятых брюках.
- Когда-то вы скакали по сцене, а теперь иногда и вовсе на стульях сидите.
- А музыка изменилась, под нее глупо скакать.
- А давайте вспомним совсем доисторические времена. Как вы научились играть на гитаре?
- Я учился в музыкальной школе. Но лучшиим самоучителем был бабинный магнитофон. У него было две скорости. Я включал его медленнее, (все звучало на октаву ниже и разборчивее) и "снимал", например, Ричи Блэкмора.
- И с какого произведения вы начали?
- "Дом восходящего солнца" - это тогда играли во всх дворах. Потом я встретил гитариста, который все это придумал (группа "Animals" приезжала к нам на гастроли), хотел взять автограф и сказал: "Я начал заниматься гитарой, потому что мне хотелось выучить ваши 3 аккорда." Он очень обиделся и ответил, что их было не 3, а 4.
- У вас бывают творческие кризисы? Как вы с ними боретесь?
- Я уезжаю на дачу. Там хорошо, никого рядом нет. У меня дача рядом с Москвой. Я продукты кидаю в багажник и все. У меня та же гитара, что и 20 лет назад, на ней я все сочиняю. Гитар у меня много - коллекция, штук 15, но сочиняется только на одной.
- А если кто-то ее сопрет?
- Не знаю. Зря я вам рассказал.


Елена МОКСЯКОВА

РЕАНИМАЦИЯ

Гостевая книга



Хостинг от uCoz