Интервью с Чачей
За 12 лет существования НАИВ успел обрести не только признание, но и неофициальный титул классиков отечественного ортодоксального (правильного) панк-рока. Их альбомы издавались и шустро раскупались за рубежом отнюдь не русскими эмигрантами. Многие пытались преуспеть на этом поприще, и у большинства опустились руки, а самые завистливые люди - это люди с опущенными руками. И пока меньшинство преуспевало, а большинство злопыхало, народилось целое поколение вскормленных МТV малолеток, которых родители на концерты не пускают, и которые очень хорошо себя чувствуют в роли оппозиции. Наслушавшись чужого бухтения, малолетки очень любят приставать к НАИВам, обвинять их в буржуазности и пытаться учить панк-року. А с другой стороны, существует шоуиндустрия, в которой нужно вертеться, доказывая костномозгим воротилам, что твоя деятельность - серьезное творчество, а не досужее хулиганство. Иногда кажется, что проще по кирпичику разобрать Китайскую стену, чем разрушить наши стереотипы. У меня, например, отвисла челюсть, когда я увидела Александра "Чачу" Иванова в белой рубашке, деловом костюме и при галстуке.
Саша: Я никогда не был ирокезным панком. Панк-рок - это идея, это не внешний вид. Возможно, я уже достаточно взрослый человек, у меня достаточно много разной одежды. Естественно я не буду ходить в костюме, если я еду на вечеринку или загород. И я надену костюм туда, где принято ходить в костюмах. У меня нет никаких комплексов или проблем с этим. В новом тысячелетии, в которое мы вступаем, шокировать кого-то внешним видом невозможно - уже все было, а протест в качестве ирокезов и клетчатых штанов, на мой взгляд, не актуален. Есть, конечно, люди, которые считают, что если они выйдут на сцену в ж... пьяные и проблюются, для них это будет панк-рок. Я видел это тысячу раз, и мне это не интересно. Я считаю, что когда люди не моются и плохо выглядят, к ним применимы другие слова - бомж, например. Я ни разу не испытывал желания поесть из помойки. В Европе я как-то ел из помойки, но это была совсем другая помойка. В тамошних макдональдсах все, что не распродано, в конце дня раскладывают в пакеты и отвозят на помойку. Там это стерильно и бесплатно. А здесь это достаточно опасно. Никому не рекомендую.
( На этом моменте остановлюсь и поясню, что мы сидим в модном кафе-клубе-ресторане, и официант как раз подает Саше его завтрак)
Корр.: Говорят, ты работаешь на SOS-records...
Саша: Я работаю там консультантом, предлагаю руководству лейбла те или иные музыкальные проекты и даю свою оценку. Это - независимый лейбл с участием западного капитала, заинтересованный в поддержке независимой музыки здесь. В первую очередь, это - панк-сцена, а также достаточно мало востребованная на рынке музыка - такая, как нойз, индастриал, местами, может быть, наиболее последовательный, бескомпромиссный рок....
Корр.: А какой резон вкладывать западный капитал в русских панков? это нужно?
Саша: Во первых, это - не такие уж большие деньги, по их понятиям. Во-вторых, они видят, что этим сегментом рынка никто серьезно не занимается на настоящий момент. И это - реальная возможность застолбить свое место на этом рынке, зарабатывать деньги.
Корр.: Наша среднестатистическая панк-музыка всегда страдала от дефицита музыки, как таковой, а исключения, которые можно пересчитать по пальцам, только подтверждают правило. Если это был философский панк-рок, он смахивал на плохое КСП, если поп-панк и около-панк - на грубый плагиат. Большинство приверженцев ортодоксального панк-рока похожи, как близнецы-братья, поют про одно и то же и на один мотив, и все снято с SEX PISTOLS и EXPLOITED. нота в ноту, местами даже перевод текстов имеет место. Такое ощущение, что punk's dead, не развивается, а только разлагается, вырождаясь из музыки в эстетику. Ты, конечно же, с этим не согласишься...
Саша: Сейчас готовится сборник тех групп, с которыми SOS-records собирается работать. Туда войдут БЭРРИМОР, СМЕХ, 1.5 КГ ОТЛИЧНОГО ПЮРЕ, БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД. Мне кажется, что группы, о которых я сказал, этим не страдают. Они интересны, самобытны. Многие из них находятся под влиянием калифорнийской сцены, с музыкой, связанной с Epitaph-rec. - RANSID, GREEN DAY, OFFSPRING, но, в некотором смысле, все они привнесли свое понимание в прочтение материала. Поэтому, мне кажется, это актуально, интересно и может стать очередным прорывом.
Корр.: А как ты относишься к современному слушателю? Не вырождается ли?
Саша (подододвигая тарелку): Я отлично отношусь ко всем людям, которые приходят на наши концерты, потому что благодаря им... Ты же знаешь, мы не имели никакой поддержки ни от телевидения, ни от радио на протяжении одиннадцати лет. Они бойкотировали нас в силу самых разных причин. Одни считали это некачественным музицированием, другие ... Ничего если я буду жрать? Я просто не жрал сегодня... Другие боялись чего-то нового, не могли смириться с тем, что может на рынок выйти панк-рок, как жанр, который будет конкурировать с поп-музыкой, третьи испытывали какие-то личные к нам антипатии. И мы выжили только благодаря тому, что по всей стране были люди, которые покупали наши пластинки и ходили на наши концерты.
Мы начинали в 90 году с такими группами Московской рок-лаборатории, как НОГУ СВЕЛО, ВА-БАНКЪ, МАТРОССКАЯ ТИШИНА и др., которые на сегодняшний момент либо не существуют, либо не играют панк-рок.
Корр.: А что с тало с самой рок-лабораторией?
Саша: Дело в том, что Ольга Опрятная уехала жить в Сан-Франциско. На сегодняшний момент название узурпировано какими-то людьми, которые не имели никакого отношения к тогдашней рок-лаборатории. Это - организация, которая сейчас поддерживается правительством Москвы.
Корр.: А чем тогдашняя лаборатория была вам полезна?
Саша: Группа возникла в рядах вооруженных сил СССР. Демобилизовавшись, мы сделали свою первую демо-запись и пришли с ней в рок-лабораторию. Там нам устроили небольшое прослушивание. На этом прослушивании мы произвели очень хорошее впечатление и пригласили нас принять участие в фестивале Надежд.
Корр.: Значит, вы в советской армии умудрились панк-рок играть!
Саша: Я служил в войсках связи. У нас были дежурства: 12 часов служишь, 12 отдыхаешь. Были гитары, усилители, комбы. Первый концерт был в армии. Мы сыграли на каком-то смотре самодеятельности. Был ужасный скандал. Начало 89 года. Мы одну вещь сыграли - "Танки - панки". Это было существенное преступление. Руководство части очень огорчилось и предприняло против нас какие-то репрессии. В армии все довольно просто. Делаешь, что-то не по тем правилам, которые установил неизвестно кто, и сразу получаешь наказание. От нас ожидали, что мы совсем другого плана музыку делать будем.
Корр.: А в следующем году в Калифорнии вышла ваша первая пластинка.
Саша: Ее выпустил журнал, самый большой на тот момент, фэн-зин, посвященный панк-музыке.
Корр.: Каковы были первые впечатления от Америки?
Саша: Конечно, был культурный шок. Поразило то, что панк-комьюнити может быть так организовано, что люди-панки, которые борются с государством, могут делать что-то очень позитивное. Там независимая сцена так разруливается, так, как здесь не разруливается жирная сцена, большая. Уровень менеджмента здесь очень низкий. А там люди, которые этим занимаются, делают это не ради денег, но настолько качественно и профессионально!
Шок оттого, что звукорежиссеры, понимают, чем они занимаются, оттого, что журналисты, которые пишут о панк-музыке, в ней разбираются. Во время любых самых чудовищных фэн-дэнсов, которые происходят возле сцены, никогда никому не разобьют рожу. А если и разобьют (случайно, локтем), то пойдут купят пива. И это - люди, которые выглядят чудовищным образом, на которых страшно смотреть.
Корр.: А как вы вообще туда попали?
Саша: Мы через одну случайную знакомую переправили только что самостоятельно снятый клип (про танки и про панков), достаточно смешной. Тогда клипы вообще мало снимали, а мы всегда были группой, которая сама занималась своим бизнесом. Мы, по сути, DIY-группа.*
Корр.: В чем основной смысл DIY-идеи? В отказе от спонсоров и продюсеров?
Саша: Я думаю, что в отказе от сотрудничества с крупными лейблами, которые принято называть мейджорами. И соответственно, в том, чтобы лишить их возможности контролировать твое творчество и promo на всех этапах. Профессиональный промоутер не озабочен тем, почем делать вход на концерт твоей группы. Он делает его таким, каким рентабельно. В наших интересах сделать дешевый вход. Мы не хотим грабить людей, которые нас поддерживали на протяжении десяти лет.
Корр.: Ничего не понимаю. В нашей стране люди зарабатывают, в основном, концертами. А кушаешь ты сейчас здесь, а не на помойке...
Саша: Для нас не является целью зарабатывание денег от музыки. Мы занимаемся самовыражением.
Корр.: Что, так и не самовыразились до сих пор? Вас уже в классики давно записали...
Саша: Мы сущетвуем во времени, развиваемся, и каждый раз мы по-разному выражаемся. Наша группа стала настолько большой, что нам это приносит деньги. Тем не менее, мы все равно делаем дешевый вход. Наш концерт стоит столько, сколько концерт группы, которая возникла две недели назад. Для нас деньги не являются мотивом творчества. Мы никогда не были пролетарской группой. Мы не сориентированы на истеблишмент, высшее общество или на богатых людей, но мы также не сориентированы и на бедных. Мы делаем дешевый вход просто потому что нам деньги по фигу.
Мы всегда были панк-группой от избытка чего-то - творческих сил, творческой потенции, но не от недостатка чего-то. И именно это позволяет нам быть успешными и позитивными.
Корр.: Не находишь ли ты, что на сегодняшний день панки подходят к коммерческой стороне своей деятельности серьезнее, чем попсовики? (Я не имею в виду разгильдяев, которые организуют коллектив ради того, чтобы потом гордо бить себя пяткой в грудь - эти, кстати, тоже живут ради тухлой попсовой идеи) А причина в том, что все озаботились сбытом собственного творчества.
Саша: Я думаю, что наши отечественные группы к идее DIY как правило относятся очень несерьезно. Им на самом деле стоило бы взять себя в руки и голову из ж... вытащить. Кассеты, сделанные сейчас DIY-способом просто не дотягивают по качеству звучания до того, что мы делали в 92 году. А ведь произошел огромный рывок в музыкальных технологиях! Они не могут справиться с собой, и DIY-продукция становится совершенно неконкурентоспособной на рынке.
Корр.: Почему у нас выбиваются в люди, в основном приезжие музыканты? Конечно, столичные жители привыкли, чтобы им все на блюдечке приносили...
Саша: Продюсеры не заинтересованы в поддержке московских групп, которым есть, где жить, которые всегда им могут сказать "пошел на". Продюсер выступает в роли бога и царя, к которому приехали казанские сироты. Со мной так нельзя разговаривать. Шоуиндустрии удобны люди менее вменяемые и более зависимые. Цель шоубизнеса - не создание музыки или развлечений. Его цель - изготовление колбасы, сникерса. Они просто выпускают компакт-диски и наживают на этом деньги.
Корр.: В НАИВовских текстах всегда преобладала если не алкогольная тематика, то уж точно, алкогольная эстетика. Что будет с группой теперь, когда ты бросил пить?
Саша: Я бросил пить год назад с лишним. Алкогольная тематика продолжает присутствовать на новой пластинке. Я не думаю, что мы сильно изменимся оттого, что я бросил пить. Мы не создаем песен для какого-то случая или для того, чтобы кого-то удивить.
Корр.: А с чего это ты вдруг пить бросил?
Саша: Я десять лет активно пил. Я - сторонник алкоголя. Я считаю, что если люди могут пить и получать от этого удовольствие, если это им не мешает... Я лично исчерпал такую возможность, начались запои, какие-то клины...
Я - анархист по своим убеждениям, испытываю очень большую ненависть к представителям власти и в состоянии алкогольного опьянения все время дрался с ментами.. Естественно, я - непрофессиональный боец, и воевать с ротой ментов я не готов. На определенном этапе меня это утомило, хотя я внес свою лепту в борьбу с государством.
Корр.: Сейчас модно говорить, что русский рок умер и считать тексты второстепенными...
Саша: Я не вижу разницы между музыкой и текстом. Это - достаточно естественный процесс. Иногда что-то происходит, а иногда я просто думаю о чем-то, и мысли могут принять подобную форму. Я вообще не считаю это поэзией.
Корр.: Я сейчас не только НАИВ имею в виду.
Саша: Есть разная музыка, разные жанры. В случае с RAMONES работает то, что у них дебильные тексты ни о чем, в случае с SOCIAL DISTORTION или с BAD RELIGION - то что они таки умники. Единственное, что я могу сказать, это, что русского рока нет. Это было придумано журналистами, я не знаю, зачем. К сожалению, такая точка зрения оправдывает отсутствие музыкальных навыков, она предполагает, что у нас в России свой путь, и этот Запад нам не указ, мы - народ-богоносец. У нас и рок свой. У нас он русский, рок, не просто рок. Нам поэтому не надо играть на гитарах.
Корр.: И у нас такие хорошие песни, что мы их будем петь сквозь зубы.
Саша: Да, и это будет круто!.. Именно это тормозит развитие музыкальной сцены здесь. Слишком много людей исповедует эту точку зрения. Нужно взять себя в руки и, опять же, вытащить голову из ж... и научиться играть, потому что рок-музыка - это, в первую очередь, драйв. У огромного количества местных исполнителей нет никакого драйва, поэтому все эти рассуждения про русский рок - просто самооправдание. И люди не хотят сначала научиться играть, а потом уже только выступать. А не учиться в процессе и не записывать пластинки по году с участием толпы приглашенных музыкантов.
Корр.: А ты как учился?
Саша: Я никогда не учился музыке.
Корр.: По твоему дважды высшему образованию ты - историк и переводчик. В музыку-то тебя как потянуло?
Саша: Мне с детства нравилось петь.
Корр.: В ванной?
Саша: В ванной, да. Слушал музыку, пытался петь вместе с тем, что я слышал. Более-менее серьезно стал заниматься лет с 14, когда возникла первая группа.
Корр.: Что играли?
Саша: Хэви-метал. Смешное было музицирование. Она называлась МОНОЛИТ, потому что это было похоже на MANOWAR
Корр.: Интересно, МОНОМАХ туда же корнями уходит?
Саша: Абсолютно точно... На самом деле, для меня в возрасте 17-18 лет на меня влияли, с одной стороны SEX-PISTOLS, RAMONES, SONIC YOUTH, а с другой стороны, АКВАРИУМ, КИНО, ЗВУКИ МУ. Так же, мне в свое время нравился ДИНАМИК.
Вообще я рекомендовал бы всем читателям создавать свои панк-группы и играть, потому что это позволит им жить полной, насыщенной жизнью, встретить много интересных людей, увидеть мир, познакомиться с жизнью с другой стороны.
Елена МОКСЯКОВА