"Нож
Для Frau Muller" - беззащитные люди.
"Нож
Для Frau Muller" - это довольно
странные и, в некоторых тусовках,
почти фольклорные персонажи - Олеги
Костров и Гитаркин. Это модная на
сегодняшний день и для многих
культовая музыка, группа давно
живущая вне государственных границ
и чаще, в Европе, чем здесь. Мало
того, официально один из музыкантов
обитает в Москве, а другой - в
Питере. Музыка преимущественно
инструментальная и электронная,
ныне именуемая easy listening, а если быть
совсем корректными, то post easy listening.
По жанру это - современная
электронная и достаточно
хулиганская трактовка предыдущего
поколения "легкой музыки" -
саундтреков к шпионским фильмам
или мультфильмам, музыки хорошего
настроения и легкого поведения.
Было бы сие попсой при том же уровне
качества, мы бы уже показали западу
и Кузьку, и обоих его родителей. Но
эта модная музыка существует
только для тех, кто в нее врубается
(несмотря на то, что врубаться в нее
считается верхом крутости и
продвинутости). И как всегда, страна
не знает в лицо своих героев - это же
не бойзбэнд, которого nobeless oblige (как
ано сабака пишытса?) светить
внешность в телеэкранах. Оба
персонажа занялись музыкой ради
музыки, а не для самоутверждения, но
скромными их назвать довольно
сложно. Оба трудные и вредные. Оба
многократно состоялись в сольных,
отдельных и тому подобных проектах,
оба продолжают работать за рамками
"НДFM". Основание группы может
помнить только Гитаркин - он играл в
"НДFM" панк-рок с совсем другими
людьми, пока не появился Костров, и
их тандем просто унаследовал
старое название. Зато имя Кострова
связывают с такими именами, как
Бьорк и Брайан Ино (у них был общий
друг, к тому же Ино купил себе в
Питере квартиру, а еще подарил
Кострову компьютер).
Говорят, что самый противный
характер у Кострова, но он, вопреки
всем слухам, проявил себя гораздо
более любезным собеседником...
Корр.:
Какой
процент того, что вы играете на
концертах, идет живьем?
Олег Костров: Процентов
пятьдесят. Мы часто бываем в
подвыпившем настроении или просто
нам не хочется играть. Мы
представляем собой ту музыку,
которую мы создаем, и поэтому мы
готовы играть в любой момент. У нас
клавиши, бас-гитара. То, что можно
играть вживую, мы максимально
используем. Плюс-минус какая-то
подкладка, эффекты, которые
невозможно вживую использовать -
для этого бы потребовалось много
техники и барабаны.
Корр.: А почему у вас такие
лица сосредоточенные, когда вы
играете? Вы обращаете внимание на
то, что в зале творится?
Костров: Нет, не обращаем,
потому что если мы сосредоточимся
на нашей музыке, она получится
лучше, чем может. А если она будет
лучше, то и в зеле будет все хорошо.
Корр.: А то, что в зале
творится не важно?
Костров: Вот сегодня мы
играли в двух местах. В одном из них
точно было не важно. Там была
презентация DVD-систем - такое "не
важно"! А второе место - просто
невероятная презентация фильма
Даун Хаус. Мы чувствуем себя чужими
и на этом празднике жизни.
Корр.: Почему? Вы же, как
минимум, к четырем композициям из
этого фильма приложили руку...
Костров: Потому что
официальную музыку к этому фильму
написал DJГрув, он должен был
выходить вперед и выпячивать свою
круглую грудь, круглую голову,
круглые глаза и круглые пальцы.
Корр.: Вы не любите Грува?
Костров: Почему не люблю? Я
с ним достаточно долго проработал
на 106.8FM. Я - почитатель его круглых
круглостей.
Корр.: Вы, кажется, еще и с
Андреем Ивановым работали, у вас
был какой-то совместный проект, а
потом вы разошлись как-то
радикально...
Костров: Ну, время Андреев
Ивановых закатилось, выражаясь
языком Достоевского. Сейчас ему
приходится влачить свое жалкое
существование на различных
радиостанциях в качестве ремиксера
разных групп и получать свои
ремиксерские дивиденды.
Корр.: Я про ваши пути,
которые разошлись, спрашивала.
Костров: Видите ли, я
создаю собственную музыку. У нас
были попытки создать вместе
несколько вещей. Но трещина в наших
отношениях после того, как начались
ремиксы, в том числе и группы... Не
помню, как она называется, кажется,
"Агата Кристи". Сразу после
того, как наша с Андреем Ивановым
группа начала делать ремиксы, у нас
началось непонимание. Потому что я
в принципе никому никогда не делал
ремиксов.
Корр.: Не нравится?
Костров: С одной стороны,
мне кажется. что это - слишком
коммерческая халтура. С другой
стороны, я думаю, что если я буду
делать ремиксы на кого-то, то кто
будет делать ремиксы на меня?
Корр.: Как вы себе это
представляете - ремикс на вас?
Костров: Есть мелодия. Ее
можно сделать в хаусе, в биг бите, в
трип-хопе. Мелодию придумываю я,
остальные подбирают ритм.
Корр.: Как вы думаете,
Артемий Троицкий оказал вам
нормальную. услугу или все-таки
медвежью, позиционируя easy listening, как
музыку-фон, эдакий саундтрек к
отправлению естественных
надобностей слесаря Васи Пупкина
из Кислодрищенска на Амуре?
Костров: Прежде всего, мне
смешно это слушать, потому что
передачи об easy listening я начинал в 96
году на радио 106.8, они назывались
"Стопроцентная легкость". И
все остальные персонажи врубились
года через два, не раньше. И это
смешно, что презентуют меня те люди,
которые позже меня в это
включились. Мы - просто беззащитные
люди, которых все просто пытаются
использовать. Я слышу куски наших
треков в рекламах по всем каналам
Радио телевидения. Они воруют
вообще без зазрения совести.
Корр.: Они даже не дают вам
знать об этом?
Костров: Нет. Это -
воровство. И раз они что-то воруют,
значит это - драгоценности
настоящие. Это является
индикатором того, что мы продаем.
Корр.: И все-таки, что можно
делать под вашу музыку?
Костров: Не знаю. Я вообще
стараюсь реже ее слушать. Слушаю те
альбомы, которые забыл уже, и
ностальгически их воспринимаю.
Корр.: А новые успели вас
достать за время записи?
Костров: Да, потому что это
- долгий процесс. Мы создаем,
записываем, выпускаем и все. Это -
законченная вещь, к которой не
хочется возвращаться, потому что
зреют новые идеи.
Корр.: А что же вы тогда
слушаете?
Костров: Я слушаю музыку
30-х годов. Мне бы не хотелось
повернуть время вспять. Вернуть дух
40-50-60х годов невозможно. Я слушаю
эту музыку, потому что она мне
нравится по настроению, по
меланхолии, и она кажется мне более
первичной. Но я бы с удовольствием
записал какой-нибудь трип-хоп или
биг-бит.
Корр.: Вся эта старинная
музыка середины прошлого века
подпитывает вашу творческую
фантазию? Вы что-то оттуда
заимствуете?
Костров: Она просто
отложена в памяти любого человека.
никто не может препятствовать тому.
что в его подсознании лежит
ретро-музыка и заставляет его
музыкально мыслить.
Корр.: И все-таки, при каких
обстоятельствах вы музыку
слушаете?
Костров: Как правило, я
ставлю диск и под него засыпаю. Или
же я сижу и внимательно прослушиваю
какие-то необычные ходы, эффекты,
которые можно утрированно
использовать в своей работе.
Корр.: А у вас не бывает
злорадного желания расслышать лажу
в чужом произведении?
Костров: Лажу я слышу
почти всегда. Современную музыку и
современные ремиксы научились
делать более-менее пристойно,
потому что тратятся огромные
деньги, и режиссеры в студиях сидят
более профессиональные, дорогие. И
аранжировщики стараются, чтобы
получитьб свои деньги. Но музыка
стала более минималистичной, и
проще сделать ее правильной. Там
сложно к чему-то придраться - просто
музыка для радио.
Корр.: Странно. Я постоянно
слышу жалобы от музыкантов о том,
что на студиях сидят какие-то левые
люди, которые не знают, что куда
включать, и вообще неясно, за что
деньги получают.
Костров: Потому что это
иллюзия - придти на студию, записать
и выпустить свой диск. Если ты
каким-то людям доверяешь свою
работу, то это - иллюзия, что они
сделают ее лучше, чем ты.
Корр.: А где вы пишетесь?
Костров: Дома. Если что,
можно сделать потише или наушники
надеть.
Корр.: Это реально -
работать в наушниках?
Костров: Реально. Балет
"Ивонна" я целиком сделал в
наушниках. Звук полностью
требуется только при сведении.
Соседи потерпят, тем более, что они
часто злоупотребляют
строительными инструментами. Это
хорошо, этим всегда можно
козырнуть. Но их пилы молчат, когда
говорят музы.
Корр.: Ваше сотворчество с
Гитаркиным отличается от вашей
сольной деятельности...
Костров: Я считаю, что наши
с Олегом работы более глубокие. Моя
музыка совсем детская, она подходит
для детских спектаклей, для
фэшн-шоу. Я не стараюсь придать ей
смысл ВИА, это - музыка
саундтрековская. А с Олегом в
"Нож Для Фрау Мюллер" мы делаем
нормальную инструментальную
музыку, которую можно исполнять
вживую.
Корр.: А саундтековскую
музыку невозможно исполнять
вживую?
Костров: Это глупо
исполнять саундтрековскую музыку,
если саунд есть, а трека, видеоряда
нет. Я не пишу в стол, все для
каких-то проектов - это мой принцип.
Есть какой-то проект. Я делаю
набросок, несколько тем. Заказчики
говорят, что им подходит, и я
развиваю эти темы. Я поступаю, как
многие люди - Бадаламенти,
Таривердиев.
Корр.: Как разделены ваши
творческие функции?
Костров: Олег играет на
басу и на гитаре. Я пишу какие-то
мелодические структуры, придумываю
музыкальные идеи. Олег мне помогает
в плане выбора, потому что музыки
рождается очень много, и очень
трудно понять, что хорошее, а что
плохое. То, что вы слышите - 30%, а
остальное попадает в отсев.
Корр.: А не было такого, что
вы сочинили гениальную тему, а
потом она вдруг начинает вам что-то
напоминать?..
Костров: Часто бывает,
целиком берем чужое и выдаем за
свое. И не потому что мы не можем
сочинить свое, а потому что вот оно,
смешное и никому неизвестное. Можно
взять его целиком, добавить что-то и
выдать за свое.
Корр.: Говорят, что кто-то
летку-еньку переделал. Не вы
случайно?
Костров: Нет, мы ее не
переделывали, потому что это - тема
затертая.
Корр.: А как вы с Олегом
познакомились?
Костров: На съемках
какого-то клипа. И первый наш
совместный диск датирован 94 годом.
Он был уже в нашем стиле, но слишком
панк-рокерским. Постепенно я сделал
музыку более музыкальной, мягкой,
доступной. Панк-рок исходил из него.
Он переломался на тему панк-рока
еще тогда, и сейчас он - ровная и
бесконечная линия.
Корр.: А где вы этому
учились?
Костров: Я выпускник
консерватории по классу
терменвокса. Сейчас это - серьезный
класс, туда приглашают преподавать
серьезных людей.
Корр.: Вы много пропадаете
за границей. Я что-то слышала про
вас и Бьорк...
Костров: Это - история,
разрекламированная СМИ. Ну, слушает
она музыку, в том числе и мою. Она
была на презентации моего
лондонского балета "Снежнаяя
королева". Все, кто в Лондоне
общается, они связаны с Исландией,
это практически одно и то же. Мы
работали с очень известным
хореографом - А. Коллинз, которая
ставит балеты в Роял Фестивал Холле
- огромной центральной площадке
Лондона. Мы делали зимнюю сказку на
Новый год - балет "Снежная
королева". Туда пришло очень
много лондонских детей, и оттуда
моя музыка стала более известна.
Корр.: Вы много ездите по
гастролям?
Костров: Нет. Мы
отказываемся от каких-то сибирских
и новосибирских гастролей. У нас
бывают редкие концерты на
открытиях московских бутиков,
фэшн-салонов и салонов мебели. Это
происходит нечасто, но зато
приятно, когда люди не покупают
билеты на вход, а приходят какие-то
буржуа...
Корр.: Где Гитаркин
приобрел свою фамилию?
Костров: У него фамилия не
очень благозвучная. Если я вам
скажу, вы будете смеяться, в лучшем
случае. У него фамилия Фомченков. И
чтобы не было "какой-то Фомченков
и Костров", он взял себе
нормальную... А еще у нас поет певица
Оля Касторкина - она является
суммой Олега Гитаркина и Олега
Кострова.
Корр.: Можете рассказать о
происхождении названия?
Костров: НДФМ - это старое
название, с панк-рокерского
времени, когда модно было давать
немецкие названия и рубиться в
клубе Там-Там в Питере. Тогда олно
было очень естественно и просто
придумалось. Оно символизировало
некую агрессию, максимализм.
направленную в сторону Германии. не
подсознательную, а
суперсознательную. Ничего личного.
Это - скрытый образ, архетип того
отношения к Германии, которое
сохранилось со времен войны.
Все-таки молодежь, которая не
учасьвовала в той войне, но у них
сохранилось с кровью какое-то
отношение к Германии.
Корр.: Что вы делали 9 мая?
Костров: Я весь день 9 мая
проспал и поехал смотреть салют.
Корр.: И как салют?
Костров: Скудный, как
всегда.
Все
попытки беседовать с Гитаркиным,
который как раз и мог подробно
разъяснить все, что связано со
странными названиями, не
увенчались никаким консенсусом.
Гитаркин: От балды, без
особых причин. Юношеский
максимализм. Кто придумал фамилию?
Кто придумал название? Если вы
будете задавать такие тупые
вопросы, я перестану на них
отвечать.
После
долгих и тщетных расспросов
удалось выяснить, что Гитаркин
слушает свою музыку и иногда ее
переделывает по одной простой
причине: "Если
я сам не смогу ее слышать, как я
смогу предлагать ее слушателю. Я не
делаю музыку для кого-то. Я делаю то,
что сам хочу услышать." Гитаркин
хамил или отвечал односложно,
диалог не клеился.
Корр.: Говорят, что у вас
обоих мерзкий характер...
Гитаркин: У обоих? Раньше
говорили, что только у Кострова! Это
меня радует. Да, у нас очень мрачный
характер, но не мрачнее, чем у
кого-либо. Это отношение очень
спорное. Просто, может быть,
нестандартный... Ничего, они еще
узнают наш характер! Мне бы
хотелось быть популярным, чтобы
проявить по-настоящему свой
характер.
Корр.: Вот почему вы живете
в разных городах! Вы хоть с кем-то
ужиться можете? У вас животные есть?
Гитаркин: Нет. Зачем мне
животные?..
Корр.: Наверное, незачем.
Благодарю за интересную беседу,
до...
Гитаркин: Давайте еще о
животных! Ваш журнал пишет про
животных? Он обязательно должен
написать про какое-то животное.
Вообще-то я больше люблю насекомых.
У меня насекомые есть
Корр.: Какие?
Гитаркин: Мухи, пауки,
Сейчас лето - комары иногда обитают.
Нательных? Их у меня нет. Я не люблю
нательных. У них характер... Как это?
Тяжелый... Я вообще люблю животных:
они прикольные. Они смотрят иногда
и все понимают. А сказать не могут.
Иногда хочется написать что-нибудь
только для животных - чтобы только
животные слушали. Но у них нет
денег. А я же не могу забесплатно...
Корр.: Вы когда "для
себя" музыку пишете, вы, вы себе
деньги платите?
Гитаркин: Нет, но я
пересчитываю те, которые мне
заплатили.
Корр.: Не люблю продажных
артистов, но все равно, спасибо за
интервью.
Гитаркин: Дурацкое
интервью!
Елена
МОКСЯКОВА, "Штучка"
РЕАНИМАЦИЯ