Рада, поющая в «Терновнике»  

Седьмого октября, в день рожденья Рады «Терновнику» стукнуло 10 лет. А отмечали они это событие, как обычно, в удобное для концертной площаки время, которое уже который год подряд самым мистическим образом выпадает на хэллоуин. Настоящая музыка неразрывно связана с мистикой. Непостижимо то откуда она берется, и то, как она работает, пуская по вашей коже стада мурашек. Она может создавать культ вокруг личности. Она может быть использована для мистических манипуляций. Есть музыканты, которые грубо шаманят на сцене. Есть те, кто обменивается с вами энергией. А есть такие, которые завораживают. Можно вывести длинный и нудный искусствоедческий анализ творчества «Рады и Терновника», но он ничего не объяснит. Лично меня пение Рады наводит на мысли но сиренах. Не о противоугонных, а о тех. которые тетеньки. Но это только ассоциация, потому что Рада добрая, теплая и не опасная. Хотя безобидной я бы ее назвать не рискнула.
Новый альбом «Рады и Терновника» называется «Книга о жестокости женщин»

Рада: Как-то раз мы ехали на фестивальчик, и я взяла с собой книжку каких-то персидских сказок. Там очень поэтичным языком рассказывалось о разных жестокосердых красавицах. Это – стандартный восточный образ. Если красавица, она обязательно жестокосердая. Она за словом в карман не полезет. И своей красотой она убивает. Мне понравилась эта идея. Прекрасное губительно. С одной стороны, красоты недостает, а с другой, когда мы с ней сталкиваемся, у нас холодок по сердцу пробегает – уж слишком оно прекрасное. Опять же, сирены убивали своим прекрасным пением, а не скрежещущими голосами, они убивали моряков, потому что пели слишком хорошо. И я поняла, что прекрасная женщина с прекрасным голосом – это очень жестоко, чем прекраснее женщина, тем она более жестока. В диске есть эта восточная тема благодаря, скрипичным переливам, и индийской гармонике...
Корр.: Да там целый вагон экзотических инструментов. Кстати, а что это за гармоника такая?
Рада: Знаешь, это такая небольшая штука, где одной рукой качают меха, а другой играют. Кришнаиты на Арбате. Когда на ней играл Гена Лаврентьев(известный широкой общественности, скрипач-виртуоз, заведшийся в Терновнике пару альбомов назад – прим. корр.), было все нормально, а когда пришел Саша Андрюшкин, больше известный как барабанщик группы «Гражданская Оборона», то для него это было нестандартно. Он играл двумя руками, а Вовка Анчевский (давно известный широкой общественности, как супруг, который тащит на себе всю самую тяжелую и грязную мужскую работу типа сведения альбомов плюс игры на разных инструментах.– прим. корр.) сидел меха качал. А еще был хитовый момент, когда мы записывали цимбалы (это треугольные палочные гусли), и Гена (он мальчик увлекающийся) начал играть, еще что-то выдумывать... Анчевский все это дело писал, смотрел, а потом сказал: «Сделай лицо дауна и стучи. И чтобы слюна текла». Гена сыграл гениально. Потом он вернулся, услышал сведенный вариант и сказал: «Это что, я играл? Я не мог так сыграть».
Корр.: А зачем тебе понадобилась Мила Кикина на бэках?
Рада: Захотелось. У Милы удивительно красивый низкий голос. Она дочка моей преподавательницы вокала, Марины Кикиной, у которой я учусь уже семь лет. Марина работает с оперными певицами и ставит итальянскую оперную школу вокала. Она расширила мне диапазон. А еще я теперь могу отпеть полтора часа подряд и не устать. Я выходила на сцену с ангиной, со всеми этими насморками, с высокой температурой, и тоже ничего.
Корр.: А что это у вас за тетенька на обложке «Книги...» нарисована?
Рада: Как-то это смешно у них звучит... Не «вегета», но какое-то похожее имя. Девушка из Новой Зеландии. Это я нашла на своем чердаке польскую книжку про путешественников 19 века. Она была иллюстрирована их зарисовками. А на обратной стороне диска изображены вьетнамочки, фрагмент танца с мечами. У Вовки Анчевского был дедушка известный фотограф, Борис Вдовенко, который всю Великую Отечественную Войну работал корреспондентом, а потом ездил по миру, и ему подарили во Вьетнаме фотоальбом.
Корр.: Рада, а почему у тебя все так грустно?
Рада: Это смотря какой диск послушать. К тому же, есть диски, а есть концерты. На концертах бывают сплошные приколы. А насчет мрачности... Можно включить телевизор и посмотреть его минут 20. Все. То есть мне до такого уровня пахать и пахать. Триллеры, боевики, детективы, «Дорожный патруль», «Вести», где показывают трупы под обломками...

Десять лет назад Рада работала в какой-то газете, пела свои (чужие не нравились) песни под гитару и случайно обнаружила музыкантов среди своих сослуживцев. Дальнейшие поиски познакомили ее с мужем и собрали утвердительный состав в день ее рождения. Тогда это были полузнакомые люди, которые ни о каком дне рождения и понятия не имели. Просто, совпало.
Потом был первый альбом «Графика», записанный на студии Мамонова.
Рада: Конечно, много было смешного, потому что группа только образовалась, никакого опыта не было ни в записи, ни даже в концертных выступлениях, в частности, где-то к концу записи мы узнали о существовании тюнера и метронома. То есть все приходят и начинают очень нудно строить инструменты на слух, и в какой-то момент звукорежиссер А. Марчук не выдерживает и говорит: «Ну, я понимаю, что у вас такая концепция, что это се очень круто, извините, что я вмешиваюсь в ваш творческий процесс, но возьмите все-таки тюнер.»
Все с чего-то начинали. Удивительно другое. Эти продолжают. У группы женщина-лидер, фронтвуман, автор, мягко говоря, некоммерческого репертуара. Нет, я вовсе не умаляю значение ее супруга – Владимира Анчевского, который тащит на себе всю самую тяжелую и грязную мужскую работу типа сведения альбомов плюс игры на разных инструментах. Я хочу сказать, что даже коммерческие группы распадаются, а этой уже 10 лет. Короче, что это за человек, поющий в «Терновнике»?
Абстрагируйтесь от понятия «вертихвостка» и представьте себе нормальную женственную женщину. Редкий вид...

Рада: Я люблю краситься. У меня для этого есть сцена. По молодости лет я это иногда делала радикально. Брала что-нибудь синее, тени для век в виде помады и начинала на лице какие-то бирюльки рисовать. Но это, конечно, канает только на большой сцене при соответствующем освещении. А в маленьком клубе сидишь напротив такого пугала на расстоянии метра... Концертные шмотки тоже проблема. Любые балахоны на мне смотрятся, как на вешалке. миниюбка – эт, коечно здорово романтично, особонно, когда сцена сильно выше. чем зрительный зал

Рада совершенно независима. Если бы ей были нужны деньги, она могла бы записать попсовый альбом или устроиться менеджером на какую-нибудь фирму (с ее-то внешностью и образованием). Но Раде это не нужно. Видимо, не нужно это и остальным. Ура, господа. Это живой пример того, что независимая музыка существует, живет и здравствует. Она независима от денег, шоубизнеса, рекламы. Люди просто занимаются тем, что им нравится.
Раде часто дарят разного рода фенечки и фиговинки, которыми увешана вся квартира.

Рада: Я люблю всякие бирюльки. Жизнь такая жесткая, скучная. Метро это постоянно... Находишься под землей – просто, как упырь какой-то. Хочется, чтобы было вокруг больше душевных, уютных, приятных вещей

А еще у Рады есть черная Кошка, которую нельзя гладить без ватника или перчатки для соколиной охоты. У нее есть много кассет со всякой скучной музыкой, которую ей дарят поклонники. Но слушает Рада совсем другое – фольклорные записи. Архангельское пение, псковское....

Рада: Мы с Анчевским ходили на семинар, посвященный русскому фольклору. Вел его Дима Фокин, который много лет работал в ансамбле Покровского... Кстати, к слову о мрачности: аутентичное северное пение фольклорное очень медленное, минорное, и как правило, там еще и рассказывают какую-то мрачнейшую историю, как все умерли. Как выяснилось, уже в советское время гнобили народ, который пел аутентичый фольклор. Потому что народ у нас должен петь веселые песни на литературном русском языке, и желательно, то, что привезли культпросветработники. Например, изначально не было никакой присядки – это морской танец. Абсолютно неаутентичный инструмент – гармонь или все эти балалайки. В деревнях не быол такого прикола, чтобы музыка отдельно, а все остальное отдельно. В качестве инструментов использовались предметы, которые и так были в ходу. Дудки были в ходу для скотины. А балалайку купить надо. Зачем покупать ненужный в хозяйстве предмет? Продать корову и купить гармонь? Да жена убьет!

Рада читает очень много. Как правило, книжки по буддизму, написанные тибетцами, потому что всю интересную ей художественную литературу уже перечитала. О Блавацкой отзывается снисходительно и не понимает, зачем та нагородила столько бреда, да еще и допуская такие фейерические ляпы. Творенгия Кастанеды Рада считает хорошей мемуарной литературой.
По случаю десятилетия, вдогонку последнему альбому «Рада и Терновник» выпустили несколько необычный бест. Туда попали концертные версии песен с каждого альбома и еще нескольких нигде не издававшихся.

Рада: Я сдуру написала на своем сайте, что мы собираемся выпустить бестовку. И все стали советы давать – что включать туда, что не включать. Я сказала отлично, ребята, пишите свои варианты. И тут народ высказывать какие-то совершенно нестандартные предложения. Это были те песни, на которые я, в принципе, даже внимания не обращала. Мне все время нравится что-то такое распространенное, чтобы песня была длинная, с какой-то импровизацией, и еще замороченно сыграна. Ни фига! С «Русского эпоса» «Расскажи о том, где ты не был» – это очень короткая песенка с очень стандартной мелодикой, никаких там гитарных соло. При чем, заявки совпадают процентов на 80.
Корр.: А откуда пишут?
После того, как я на кассетах стала печатать свой e-mail, нам откуда только не пишут. У кого-то обязательно есть. Этого хватает, потому что все друг друга знают. Там все намного проще, можно даже через незнакомого человека выяснить, к кому пойти e-mail послать. Есть небольшая такая прослоечка, которые и музыку слушают, и стихи пишут, и что-то там читают, они все друг на друге завязаны.
Корр.: Я тоже заметила, что вся неформальная культура вкупе с самиздатом жива, здорова и перебралась в интеренет.
Рада: Самиздат, кстати, сохраняется. В Иваново и в Питере я сталкивалась с ксероксными журнальчиками. Даже в Москве до меня доходили слухи, что до сих пор издается журнал «Шумела мышь». Другое дело, что теперь есть 10 телеканалов, 20 радиостанций, и у народа уже настолько башка этим забита! А как они устроены? Они лазают по тому же интернету, и, переключаясь с одного канала на другой, можно нападать, порою, на одни и те же строки.
Корр.: Ты своим промоушном практически не занимаешься.
Рада: По-моему, только я им и занимаюсь
Корр.: Это одно и то же. Рекламой должен заниматься специальный человек или фирма, которая тебя издает.
Рада: Если ты заключаешь контракт с крупным лейблом, то он выдвинет к тебе массу встречных требований, в том числе, к твоему имиджу – как ты разговариваешь, одеваешься, с кем ты общаешься, с кем не общаешься, на те тусовки ходи, на те не ходи. Я знаю девушку, которая носила длинные волосы, джинсы и свитер. По условию контракта ей наняли стилиста. Покрасили волосы, сделали короткую стрижку, надели миниюбку и красный пиджак. Выглядеть она после этого стала маразматически. Для меня приемлем только контракт на какое-то количество дисков.
Корр.: А деньги тебе не нужны? Как ты их зарабатываешь, неужели только концертами?
Рада: Когда выходит диск, мне сразу приходит туча писем по электронной почте. Забивается стрелка в метро, приглашается на нее человек 10. Там им можно продать диски, лично и с автографом. Мне очень повезло, потому что любители (не хочется называть их глупым словом «фанаты») люди вменяемые. Я понимаю, что я на этой стрелке встречусь с нормальными интеллигентными людьми. Не с дебилами, не с полупьяными бомжами. Они не будут меня доставать, садиться на уши. Максимум, зададут вопрос по делу.
У меня потребности небольшие. Если нужно записать альбом, как показывает практика, я его запишу. На Канары я не езжу, машины и домработницы у меня нет. Ту же еду можно купить не на рынке, а в супермаркете. В результате, будут те же яйца, только в профиль и в два раза дороже. А если зарабатывать на понты, то никаких денег не хватит.


Елена Моксякова


взад
на главную



Хостинг от uCoz