Марафон за глаза
По уже сложившейся традиции, «Мумий Тролль» готовил себе сани летом. Трудно сказать, когда на самом деле группа начала заниматься своим весенним концертом в «Олимпийском». Хотя за точку отсчета принято почитать «Необыкновенный концерт» в Гостином Дворе, ради которого «тролли» прервали свой бесконечный «Ртуть Алоэ Тур». К нему, правда, тоже готовились загодя. Даже пресс-конференцию ради концерта на 5000 мест устроили аж за два месяца. А свой технический персонал предварительно заслали на концерт Монтсеррат Кабалье изучать акустические особенности площадки. Вряд ли великой певице пришло бы в голову, что кто-то может использовать ее выступление столь кощунственным образом...
Билеты поступили в продажу за месяц и стоили от 480 до 1800 рублей. На них значилось, что публика обязана явиться на концерт в смокингах и вечерних платьях, а в противном случае в зал допущена не будет.
То ли в Москве не нашлось пяти тысяч смокингов, то ли слушатель пошел не тот, но большая часть публики приперлась в чем ни попадя, что никак не помешало ей проникнуть в помещение. В помещении имелся партер, первые ряды которого были заполнены VIP-гостями в лице музыкантов группы Грин Грей, продюсера группы «Сплин», продюсера группы «Чайф», продюсера Нашего Радио и прочих продюсеров (даже в голову нормальному человеку не придет, что их может быть так много, да еще в одном и том же месте). А все потому, что в этот день продюсер Леонид Бурлаков давал неофициальный мастер-класс.
Ну что еще можно придумать необычное относительно группы, которую давным-давно все знают, как облупленную? С одной стороны, вся история мумиков – это 14 лет узкой популярности во Владивостоке, легкое диссидентство, пара провальных по тем временам магнитоальбомов, перемещение раздосадованного Ильи по заграницам и эпохальное воссоединение его с Бурлаковым в одном из московских клубов, а потом стадионы, стадионы, стадионы... С другой стороны, история группы – это просто перечень записанной музыки. Но если объективно, то «Мумий Тролль» – это уже целая эпоха. Пусть небольшая, но сильно повлиявшая на совковый микроклимат. Прежде всего, «Мумий Троллю» мы обязаны даже не столько термином «рокапопс», сколько таковым понятием. Потому что нигде в мире никто не делит музыку и на рок и поп, это – такие стыдные, совковые понятия. Это - все равно, что судить о человеке по национальному признаку. Рок и поп – не есть наименования жанра. А вот рокапопс (будучи не жанром, а, скорее, нишей) как-то мягко и культурно все поставил на свои места. Кроме того, «Мумий Тролль» открыл моду на синглы, на издание собственных семплов и vav-треков, а ди-джейские потуги, между прочим, пробуждают некоторую креативность в подростковых умах. К вышеперечисленным заслугам можно приплюсовать расширение музыкального сознания народных масс и внедрение прогрессивной европейской музыки. В общем, так всем вправил мозги, что сам БГ не воздержался от комплиментов. Однако, перечисление всех этих заслуг навевает аромат плесени. Ну, есть такая заслуженная группа. Ну, шокировала она там кого-то по началу. Ну, взорвала массовое сознание. А теперь чего? Чем еще они нас, зажравшуюся столичную публику удивлять собираются?
Несмотря на внушительные цены, Гостиный Двор был набит и утрамбован. Единственное исключение составляли столики на балконах, за которыми располагались так называемые «комфортные места», и где невозможно было ничего расслышать (все-таки, Лагутенко – не Монтсеррат Кабалье). Стояче-плясательный партер не предусматривался, да и не нужен он был вовсе. «Тролли» на протяжении всего концерта вели себя крайне сдержанно, в основном, стояли, как вкопанные, вызывая нездоровые ассоциации с советской эстрадой, а Лагутенко периодически присаживался.
Помимо пафоса самой площадки, в концерте имели место и некоторые сюрпризы. Помимо «троллей», Илье аккомпанировал Симфонический оркестр «Глобалис» составом в 90 человек. Кроме того, слушателю была предъявлена бывшая бэк-вокалистка, которую, по такому случаю, выписали специально из Владивостока, и которая, на пару с вокалисткой одной молодой украинской группы сопровождала концерт своими подпевками. Песни в концерте звучали самые известные, но аранжированные по-новому и акустическим образом, а в «Блудливых котах» партию саксофона сыграл великий и ужасный Сергей Мазаев. Группа «Факт» и вовсе выехала на сцену на велосипедах для совместного с Лагутенко выступления. Песню «Воспитанник упавшей звезды» превратили в танго и сопроводили адекватным бальным танцем, ради которого на сцену вышла пара танцоров. Песня «Ранетка» сопровождалась коллективным выходом в зал деовочек-ранеток с «заплаканными глазами», раздававших зрителям яблоки. «Необыкновенный концерт» был единственным сольным выступлением группы в Москве за 2000 год.
И все-таки, «Необыкновенный концерт» анонсировался, как элитарное мероприятие, к тому же, происходило между поездками в Израиль и Америку, то есть во время «Ртуть Алоэ Тура», в рамках которого было дано около 150 концертов, как стадионных, электрических (на огромных площадках, с немыслимым количестволм мощнейшей аппаратуры, более 3000 разноцветных ламп заливного света мощностью один киловатт каждая, с наборами световых пушек, прожекторов, сканнеров и т.п.), так и акустических – в небольших клубах мест на 500 (акустические гитары; перкуссия – бонги, конги, маракасы; перуанские дудочки и прочая экзотика). В общем, в противовес этому «Необыкновенному концерту» и в качестве финальной точки Тура был придуман «Обыкновенный» - в «Олимпийском» и по менее элитарным ценам. Кстати, это - первый сольный концерт на данной площадке. Назначив его на 3 апреля, «тролли» открыли продажу билетов аж 22 января, при чем самостоятельно.
ПервОМУ покупателЮ был обещан суперприз, а первЫМ покупателЯМ – призы в виде последнего сингла группы. Некоторые стояли в очереди с 6 утра, а вместе с ними стоял двадцатиградусный мороз. И все ради чего? А ради того, чтобы купить билет, как это было обещано, с полудня до двух из рук группы «Мумий Тролль», которая обещалась заседать в кассах вместо настоящих кассиров. Шесть часов на морозе ради приза.
К полудню пространство перед кассами, для полного счастья обнесенное переносным заборчиком и оцепленное милицией с дубинками и матюгальниками, битком набилось обезумевшими тинейджерами. Снаружи, за народными массами, кассы было не видать, и совершенно непонятно становилось, как и к кому все эти милые детки все занимают очередь. И такая в нас, работниках пера и топора, проснулась к бедняжкам жалость, что решили мы заслать в кассы пресс-делегата, в надежде, что ему будет легче протолкнуться и выяснить, где именно сидит Лагутенко. Каждый охотник, как говорится, желает знать. Пресс-делегат был принят за сумасшедшего (по причине чересчур взрослого для мумимана облика) и торжественно выдворен милиционером с матюгальником (инструмент оправдал свое название). Никакие уговоры взглянуть на удостоверение на охранника правопорядка не подействовали. Потом стали пребывать раздосадованные дети с подаренными синглами и приобретенными билетами, которые сказали, что «никаких Лагутенок» в кассах не наблюдается. Да и был ли Лагутенко? Может Лагутенко-то и не было? Но пресс-атташе настойчиво убеждал нас в обратном: мол, Лагутенко там, просто дети смотрели невнимательно.
Самых стойких и отоварившихся, при чем, всех без разбора принимали в «деятели рокапопса» (это – нечто вроде пионерской организации от шоубизнеса), требуя от них зачитать «десять заповедей рокапопса» и повязывая им розовые шарфы. В рамках тимуровской работы, «деятелям» полагалось помогать «мумикам» в организации концерта. В голову настойчиво лезли понятия «кумир» и «секта»...
Часам к трем пополудни смерзшихся в дружную нестройную кучку журналистов и артистов рассадили по транспортным средствам и вывезли на журфак МГУ на некую пресс-конференцию, представлявшую собой семинар о путях развития рокапопса. В президиум были высажены музыканты и важные дядьки – радийные и не только, а в аудитории поначалу терпеливо сидело великое множество голодных студентов (конференция запаздывала, а дети не успели пообедать). Музыканты вид имели довольно растерянный и скучающий, по их лбам бегущей строкой проносилось: «Какого хрена я тут делаю?» Именно в МГУ окончательно вскрылось отсутствие Лагутенко. Но нам стали доказывать, что он болеет, а в кассе ему просто стало хуже, и он поехал домой. Версий его болезни в последствии ходило великое множество. Например, в одной из газет написали, будто он сломал ногу. Потом была выдвинута официальная версия, будто Илья улетел во Владивосток спасать друзей и родственников от холодной зимы. Как и чем он их там грел, не уточняется.
Тем временем, 15 марта всех деятелей Рокапопса затащили в Дом Культуры ВВЦ и устроили им съезд вместо обеда. В программе съезда значились доклады на тему «Влияние рокапопса на различные сферы жизни» (кино, литература, музыка и пр.) и обсуждения совместных акций по подготовке концерта.
После открытия торгов билеты продавались целый месяц по вполне доступным ценам. С 20 февраля по 20 марта они были изъяты из касс и продавались в самых неожиданных местах, то есть в любых местах, кроме «Олимпийского». После 20 марта билеты вернулись в кассы «Олимпийского» но уже с наценкой, значительно дороже. Кроме того, было объявлено, что на концерт никак нельзя будет пройти без билета: на входе каждому будут выдаваться металлические браслеты (!!!), которые нельзя снимать до конца представления (!!!). Всех, кого застукают в Олимпийском во время концерта без браслета, безжалостно выдворят, не взирая на возраст и внешний вид... Я уже говорила про сектантство?..
Но для малоимущих и просто фанатов всегда найдется лазейка. Подготовка к мероприятию сопровождалась двумя конкурсами – радийным и журнальным. Радийный конкурс заключался в отслушивании слушательских каверов. Лучший вариант собственного исполнения троллиной песни награждается одной минутой славы. И не где-нибудь, а на сцене «Олимпийского», вместе с группой «Мумий Тролль». А вот журнальный конкурс позволит десяти халявщикам пройти по поддельным билетам. Лучшие 10 поддельных билетов будут приравнены к настоящим. Куда этот билет нарисован, туда рисовальщик и пойдет, хоть в VIP-зону.
А еще специально по случаю концерта «Мумий Тролль» выпустил отдельную версию новой песни с рабочим названием «Олимпийские глаза». Именно из-за этих самых глаз был устроен столь длинный промо-марафон. Из-за глаз, которые будут таращиться на него из недр «Олимпийского».
Лена КОТОРАЯ