На главную Персональный сайт психология: статьи прочие статьи онлайн-консультации англоязычная версия
 





Песни наших “голосов”. Психодрама с вокальным уклоном

 

Елена Моксякова

psychodrama@therapist.net

 

 В данной статье впервые дается описание авторской методики психодраматической работы с песнями, премьера которой состоялась на одноименном воркшопе, как нового направления музыкальной психодрамы. Предлагаются примеры интеграции песен и психодраматических техник. Рассматривается психологическая роль песен в филогенезе и их терапевтические функции в расширении ролевого репертуара, развитии спонтанности, созидании ресурсных состояний и т.д. Также предалагется ролевая типология песен.

 

1. Древний источник

Психологическая роль песен в филогенезе. Магическое мышление. Вдохновляющие песни. Песня и роль. Песня и образ. Сбывающиеся песни.

Песни и собственно пение - универсальный инструмент для терапевта и колоссальный ресурс для клиента. Это легкий и быстрый способ введения в роль, погружения в чувства, достижения контакта с собой, с голосом истинных желаний, с внутренним ребенком, с самостью, наконец. Это отчасти телесный способ черпать энергию из музыки, доступный простым смертным - тем, кто ни в каких консерваториях не обучался. Это кратчайший путь к Встрече, известный вокалистам-хоровикам и простым пьяницам, орущим под окнами “Ой, мороз-мороз!”. Если вам знакомо ощущение музыкальных “мурашек”, значит вы тоже знаете, что это за феномен. А чтобы понять, как и почему он работает, давайте обратимся к истокам.

Первые песни зародились эпоху магического мышления. Это были заклинания и заговоры - рифмованные фразы в сочетании с первыми примитивными мелодиями - простейшие, короткие, запоминающиеся, ритмичные и завораживающие. С научной точки зрения, древние люди использовали такие песни для вхождения в транс. С точки зрения самих древних людей, так они соединялись со сверхъестественной силой и получали некоторую власть над окружающим миром. С точки зрения психодраматиста, ритуальные песни вводили людей в роль - определенное (искомое) состояние, отчего поющие действительно становились более успешными в выбранной ими деятельности, максимально спонтанными, уместными, эффективными. Охотники и воины прр помощи военных песен поднимали свой боевой дух, настойчивость, азартную сосредоточенность, необходимые для неусыпного выслеживания добычи, долгой погони и сражения с ней. Земледельцы находили ресурс для монотонного труда. Женщины входили в роль самых обаятельных и привлекательных и находили себе подходящих мужей. Шаманы погружались в глубокий транс, отключали рассудок и становились ближе к своей интуиции, которая подсказывала им действительно верные ответы на вопросы племени - когда и где охотиться, что делать с врагами и т.д. Эти явления можно до сих пор наблюдать у народов, живущих первобытно-общинным строем. Более того, есть племена, у которых есть только одно слово для обозначения понятий “шаман“ и “музыкант“.

Рассматривая эволюцию песен, мы можем четко видеть, как коллективное бессознательное создало целевые направления песен на все случаи жизни. Песни, которые вдохновляют, песни, которые помогают погрузиться в определенные переживания и т.д. И каждая песня создает вполне определенное состояние, соответствующее некой роли, ведь у нее есть и общее послание, и вполне определенная мелодия, и темп, и текст, и закрепленное в тексте смысловое содержание. Подобрав и используя правильную песню, современный человек может в нужный момент войти в роль того, кто бодр и вынослив, неотразим, смел, расслаблен, собран, ах-как-несчастен, скептично мудр, влюблен по-особенному - все, что нужно для поставленной цели. Если же песни достойной его потребностей не существует, то ее можно создать самому. И это имеет огромный практический смысл. Например, человек в роли "уверенного пловца" плавает успешнее, чем тот же, но в роли "проверю-ка, не разучился ли", и если ввести его в нужную роль, он будет оптимально расходовать силы и ровно дышать.

Помимо роли, с которой мы соприкасаемся изнутри, есть еще и внешняя составляющая - как нас воспринимают в этой роли, насколько мы вписываемся в окружающую действительность, адекватны ли мы, эффективны ли, и что мы собой представляем, несем ли что-то новое или копируем общеизвестное и т.д. Это касается нашего образа.

В современном отечественном шоу-бизнесе долго ходили споры о том, как правильно писать песни. Что первично, слова или музыка? Представители "русского рока" и барды, выросшие в советской традиции, привыкли класть музыку на стихи (то есть на поэзию), отчего страдала музыка, ведь спонтанность композитора была ограничена ритмической структурой стиха, объемом текста и расставленными поэтом акцентами. К тому же появилась дурная традиция писать так-себе стихи, класть их на так-себе музыку и мучать этим слушателя в тщетной надежде, что сумма этих никуда не годных слагаемых вдруг станет шедевром. Представители же постсоветского поколения постулировали противоположную схему действий - сначала написать музыку, а потом подбирать к ней слова. Чаще всего, при этом страдали слова, плохо ложившиеся в ломаные размеры - ведь такая задача требует от поэта гораздо большей спонтанности и профессионализма. Каждый язык имеет сложившиеся ритмические структуры (размеры), в которые удобно складывать слова, их выработали многие поколения поэтов. А для того, чтобы придумать новый эффективный размер, нужно быть, как минимум, гением - ведь это создание целого жанра.

Работая журналистом в девяностые и нулевые годы, я привыкла наблюдать, как мои коллеги задают всем один и тот же вопрос - "Что для вас первично - музыка или слова?" И, как правило, уклончивые ответы. Мне захотелось поговорить с человеком, который был в состоянии посмотреть на весь этот процесс из мета-позиции, и я задала этот вопрос Ивану Шаповалову, по образованию - детскому психиатру, а на тот момент - продюсеру, мягко говоря, успешного проекта "ТА-ТУ". Так что же первично? И Шаповалов ответил, что первичен ОБРАЗ. Когда я это услышала, для меня все встало на свои места. Создателями группы был выбран некий архетип, на тот момент максимально востребованный коллективным бессознательным, к этому образу подобрано состояние, настроение, роль, а затем соответствующая этой роли музыка и текст. Другими словами, появляется очевидная схема: образ => роль => цельная полноценная песня, написанная или "собранная" из роли. Да, песни заказывались разным авторам, но финальный результат все равно отбирался, как соответствующий роли (из роли) и образу (из зеркала). Так был воплощен самый успешный проект в российском шоу-бизнесе.

Еще одна особенность песен - их способность к программированию, прежде всего, исполнителя. Многие артисты замечали, что их песни “сбываются“, и старались не писать и не исполнять ничего трагического просто так, если только это не описание уже состоявшихся переживаний. Иначе описанное в песне вскоре начинало случаться с ними наяву. Они так вели себя и это так провоцировало окружающих, так воздействовало на поле, что от них и правда уходили любимые и иногда даже уезжали в то самое место, которое было описано в злополучной песне. Кроме того, после смерти некоторых рок-музыкантов часто появляются некрологи, где говорится, что покойный в последнее время много писал и говорил о смерти. Кстати о смерти артистов и их склонности к наркотикам, стрит-рейсингу и прочих мортидо-проявлениях. Обратите внимание, что поп-артисты, которые исполняют, как правило, написанные другим автором приторные и неорганичные и неконгруэнтные уже на стадии текста и музыки "страдания", гораздо реже склонны к саморазрушению, чем рок-артисты, которые пишут свои песни сами, каждый раз их исполняют по-настоящему вживаясь в роль, и стремятся зарыться поглубже в свои раны, чтобы найти что-нибудь эдакое, очередную кость оторвать от собственного тела и швырнуть публике.

Песни позволяют осуществлять глубинное, интегрированное, телесное введение в роль и переживание заложенного в них послания. Не даром в “Бегущей с Волками” К.П. Эстес приводит сказку про женщину-скелет, которая напела себе новое тело.

 

2. Песни и психодрама: прикладной аспект

Применение псесен в психодраматерапии. Разогрев на определенные роли. Освоение ролей. Диагностика. Медитация. Исследование.

Трудности и ососбенности применения.

 

Музыку как таковую в психодраме используют многие. Я же предлагаю вполне утилитарное направление - использование песен как удобного и точного психодраматического инструмента. Итак, основной "прибыток", который психодраматерапевт может получить от работы с песнями - это РОЛИ. Песни разогревают на определенные роли и состояния, а образы, созданные исполнителями песен на аудиозаписи представляют собой определенные архетипы. Причем, чем популярнее такая запись, тем востребованнее и "чище", однозначнее архетип. Собрав определенную коллекцию песен, можно доставать из, как фокусник из рукава, в нужный момент и использовать в психодраматической сессии. Чаще всего, такое "чудо" требуется для разогрева на роль ресурсного персонажа или на роль гневающейся части (для снятия запрета на выражение гнева). Например, можно собрать реестр ресурсных персонажей, соответствующих разным архетипам. Это поможет не перебирать нескольких "слабых" и "неправильных" персонажей, которых на самом деле, в роль которых протагонист просто не может войти из-за сопротивления.

Нередко ресурсный персонаж бывает предложен директором в качестве интервенции или тренингового компонента. Песня-роль поможет не только введению в роль, но и последующему ее освоению. Если же искомый персонаж в оригинале не поет – как, например, багира или карлсон в советских мультфильмах – можно использовать любую другую музыкальную цитату и аудио/видео фрагмент с участием персонажа, а затем дать протагонисту сымпровизировать свою версию.

Также с целью освоения определенных ролей песни могут быть использованы в отдельных целенаправленных разогревах. Лучше всего для этого подходят песни-самопрезентации сказочных персонажей. Они особенно хороши тем, что, как в работе с игрушками, моментально погружают клиента в регресс. Сложность в работе с песнями из детских фильмов в том, что они воздействуют только на группу определенного возраста, то есть на людей, которые слышали эти песни в детстве и ассоциируют с ними много дополнительных образов и событий. Если подобрать группу приблизительно одного поколения - например, 30-40 лет, то можно смело включать ей аудиофайлы из советских мультфильмов, и это будет работать как психодраматический лифт. А если к этой группе присоединится человек, выросший на Диснее и черепашках-ниндзя, то он будет скучать, чувствовать себя чужим на этом празднике жизни, а всех собравшихся считать инфантильными.

Песня как двигатель психодраматического лифта может быть использована и в медитации (как разогрев на тему), например, для известной структурированной техники "Комната детства". Однако, здесь есть одно важное техническое отличие. Медитация - пассивное состояние; подразумевается, что клиент в этот момент не поет и не пляшет, а замедляет свои мыслительные процессы и погружается в транс. Поэтому мы сначала ставим песню, и только после этого ведем основную медитацию. В противном случае, часть группы будет разрываться, выбирая, слушать ли им ваше руководство или текст песни.

Особенность песен в том, что они более определенны, более однозначны по своему образному содержанию, нежели инструментальная музыка. И еще определеннее они становятся, когда речь идет об использовании фонограммы - песни записанной в определенном исполнении. Также можно выбрать определенное готовое инструментальное сопровождение в той или иной интерпретации.

Песни могут быть использованы как исследование. Например, то, какие чувства участник группы испытывает по отношению к персонажам сам по себе и из определенной роли. Спонтанное пение и сочинение песен-самопрезентаций помогает найти контакт и войти в альянс со своим состоянием, телом, своими потребностями и истинными желаниями.

Препятствием в использовании песен на первых порах может быть неумение участника группы попадать в ноты, если от этого он боится петь. И дело не только в послании интроекта типа "не пой на людях, пока не научишься попадать в ноты". Именно от страха во многих случаях люди и не владеют своим голосом. Для пения нужна искренность и ощущение безопасности. Есть у музыкантов такое жаргоное понятие: когда человек не попадает в ноты, это называется враньем. А ложь всегла ствязана со страхом – будь то защита невинной жертвы или коварных планов злодея.

Еще одна трудность, связанная с применением песен в терапии, медитациях и тренингах, касается правового аспекта. Согласно ч.4 ГК РФ., при любом публичном исполнении произведения мы должны отчислять автору роялти, указывать его авторство и иметь разрешение на исполнение. Целиком закон разрешает использовать чужие произведения без оплаты и разрешения только в религиозных церемониях и на похоронах (к слову, и эти сюжеты мы нередко в психодраме разыгрываем). Однако, само существование в законе такого “лирического отступления” про ситуации с отличным контекстом – этическим и психологическим – позволяют надеяться, что и для работы психологов однажды также будет прописан отдельный пункт, и что работники законодательства и правосудия в состоянии понять разницу между такими контекстами.

Тот же закон позволяет использовать цитаты, то есть фрагменты “правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью” (ст. 1274 п.1.2) А для разогрева на роль лично я использую не целые песни – это слишком долго – а фрагменты песен. И цели преследую, по сути, учебные, всего лишь иллюстрируя музыкальным фрагментом свою инструкцию.

Кроме того, на мой взгляд, использование песен и аудиоматериалов в терапии носит личный, а не публичный характер. Группа - это закрытый контейнер с контрактом на конфиденциальность. В психодраме мы с помощью группы разыгрываем внутренний мир одного клиента, а все остальные участники либо находятся в ролях его частей, либо поддерживают роль группового контейнера и на оставшиеся роли перманентно баллотируются. Другими словами, группа во время психодрамы по роли своей является не публикой, а частями одного клиента.

 

3. Естественный отбор

Известные и неизвестные песни. Архетипические мелодии и их этнокультурное психологическое значение. Подбор материалов для психодрамы. Дублирование.

 

Выбирая песню для введения в конкретную роль, я предлагаю ориентироваться на ее популярность. Прежде всего, как говорилось выше, популярные песни участники группы слышали прежде и связывают с определенными жизненными ситуациями, а значит, при прослушивании срабатывает психодраматический лифт. Участников одолевает ностальгия, они регрессируют, погружаются на необходимый для психодраматической работы уровень транса, происходит разогрев на внутреннюю работу и даже на конкретные темы, снижается сопротивление.

Вторая причина - популярные песни наиболее архетипичны, они прошли естественный отбор коллективным бессознательным, и оказались наиболее востребованы как роль для вхождения в нее и как состояние, которое не удалось пережить, выразить и завершить самостоятельно большинству слушателей. Следовательно, у такой песни больше шансов воздействовать на максимальное число членов группы.

Помимо архетипичсеских образов в целых песнях, есть еще и архетипическая музыка. В каждом музыкальном направлении есть традиционные мелодические, гармонические и ритмические структуры. Они выросли из народной музыки. Они являются архетипическими, потому что укоренились в коллективном бессознательном и влекут за собой определенные образы. Переживая эти музыкальные структуры, люди соприкасаются с архетипическим материалом, с чем-то, что у них есть потребность пережить, что отражает какие-то важные аспекты их души. Сюда же можно отнести те мелодические ходы, которые чаще всего авторы "воруют" друг у друга. Эти мелодии очень часто обнаруживаются в народной музыке. И, как у каждого народа есть свои национальные социокультурные особенности, так есть и свои "фирменные" мелодические "мантры", соответствующие образу представителя нации. Исследование этих музыкальных фраз позволило бы исследовать психологические особенности и содержание национальной идеи кажого народа. А пронося их через себя, мы можем лучше понять представителя другой культуры.

Таких штампов существует великое множество, и мы сталкиваемся с ними каждый день. Например, арабская музыка пишется на один из трех популярных ритмов - максум (чаще всего "идущий" или любой другой из группы максумов, европейское ухо без тренировки не отличит), айюб или, крайне редко, мальфуф. А в современной хаус-музыке и вовсе один ритм, что не мешает ее популярности по сей день. Но я снова подчеркиваю, что так называемые "штампы" несут огромное позитивное значение, именно они заслуживают пристального внимания. Когда Д.Дефо написал книгу "Робинзон Крузо", сотни авторов принялись изощряться в сочинении новых робинзонад, потому что это Дефо нащупал важный архетипический образ и сюжет. То же самое происходит и с музыкой.

В современной музыке есть есть и народные, и более позние музыкальные "штампы", которые выработало современное общество новой общественной формации, живущее в новых средовых условиях, где изменились и экология, и темп жизни, и ценности. По сути, эти штампы и определяют музыкальное направление. Несколько примеров:

- Джаз и блюз. Развивались как музыка для общения негров, которые объединялись против угнетателей и так тайно им противостояли. Традиционны джемсейшены, а для которых потребовалось выработать стандарты - чтобы гармонический поворот был предсказуем для всех участников. Это очень чувственная музыка для активного времяпрепровождения и спонтанного общения на объединяющей основе.

- "Русский шансон". Песни на один привычный мотив и ритм народного происхождения, всегда с претензией на поучительность - энергетически наиболее соответствует общению за очень обильным столом. Все вариации этой общей мелодии предсказуемы, потому что участники стараются быть похожими друг на друга и петь хором, а еще, все так много съели и выпили, что им явно не до импровизации – попасть бы в ноты.

- Рок-музыка. Довольно широкое понятие, но есть одно общее правило: соло всегда отделяет первые две трети песни от заключительной. Тяжелый рок в принципе: все громко, гитарные примочки на вариациях перегруза, очень агрессивные барабаны. Хардрок: использование блюзовых стандартов. Металл в ассортименте - неиспользование этих стандартов, хаотичные быстрые соло-поливы, мелодичные клавиши, мистические образы, заигрывание с инфернальной тематикой, которое поддерживается музыкальными средствами. Русский рок: отличия так называемого русского рока - см. шансон.

- Танцевальная электронная музыка - стандартный ритм, урбанистические звуки, определенные схемы, из которых собираются электронные танцевальные композиции (например, нарастание плотности звука, а потом резкое исчезновение густой подложки, будто под исполнителем внезапно оказался обрыв, и он перелетает на другую сторону, а затем мощное окончание - приземлился). А если там поют, то как правило, один припев: закольцовывают "самое ценное", а остальное выбрасывают.

Определенные мелодические ходы вызывают у людей однозначные ассоциации, не всегда ими осознаваемые. В качестве примера можно привести песню-шутку Б. Потемкина "В нашем доме поселился замечательный сосед", в которой рассказывается о человеке, который целому многоквартирному дому мешает спать. В то же время, в припеве использована завуалированная музыкальная цитата - мотив чуть ли не самой частоиспользуемой народной колыбельной, только ускоренная и синкопированная. Сходства никто не заметил, однако песня стала сверхпопулярной. Прямой контакт с бессознательным налицо - песня "садится на зуб" и с первых аккордов кажется шуточной - то ли мы просто уже знаем текст, то ли странное сочетание зажигательной танцевальной ритмики и усыпительной старинной мелодии уже воспринимаются как сочетание несочетаемого и предзнаменование юмористического текста. При этом, обратите внимание, что песня преимущественно минорная, и должна бы звучать максимально тоскливо.

Однако, вернемся к отбору песен для психодрамы. Прежде, чем говорить об образах, важно проанализировать, из чего состоят песни. Это может быть готовый трек в исполнении ансамбля и вокалиста, а может - спонтанное сочинение песни протагонистом. Чем больше составляющих (музыка, текст, исполнение вокальное, исполнение инструментальное) задано в используемом материале, тем точнее может директор рассчитать свою интервенцию. Если же в даном случае требуется диагностика роли, то в случае с "готовой" песней она может происходить по одной шкале - насколько освоена протагонистом эта самая заданная роль. Но чем меньше составляющих есть в песне, тем спонтаннее протагонист, шире поле и больше проективной информации. Тут можно вывести принцип: готовая песня удобнее всего используема для интервенции и запуска тренингового компонента, спонтанная – для диагностики или наработки спонтанности в осваиваемой роли (завершения тренингового компонента). Разумеется, речь идет исключительно о простоте использования, а не о том, что противоположное применение невыполнимо.

Итак, предположим, мы отобрали песни или составили список образов, которые хотим использовать в работе. Как нам быть уверенными, что именно несет в себе эта песня и насколько точным получится инструмент? Под ту ли задачу он заточен?

Здесь я предлагаю использовать наш исконно психодраматический инструмент - технику дублирования. Представьте, что певец, исполняющий песню - это ваш протагонист, и принимайтесь его дублировать.

Протагонист: "Он живет, не зная про мою беду"

Директор: "Мне тоскливо. Мне одиноко. Мне обидно. Но я чувствую надежду на контакт."

Протагонист: "Не могу открыться, слов я не найду!"

Директор: "Я боюсь выглядеть нелепой и быть отвергнутой!"

Так вы доходите до конца песни и получаете довольно внятный результат - песня не про калину, не про любовь и не даже не про правильные слова. Для верности эту работу можно проводить в паре с ко-терапевтом. Песни, не записанные качестве готовой фонограммы можно дублировать при исполнении несколькими испытуемыми, например, дублируя в паузах после каждого куплета и предоставляя поющему принять этот текст или найти свой.

 

4. Ролевая типология песен

Настроения, состояния, роли песен. Песни в терапии.

 

Все песни имеют свое прикладное значение, и мы можем посмотреть на них с двух противоположных сторон – как они используются в жизни, и как могут применяться в терапии:

1) категория (например, рабочие песни) => ресурс роли;

2) терапевтическая задача (например, получение ресурса из роли) => песня-роль.

 

Схема первая – использование песни в повседневной жизни

 

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ:

Трудовые песни - для монотонного физического труда – работы, марширования, фитнеса рофессиональные песни, просто любимые песни и речевки с подходящим ритмом и энергетикой и любым сюжетом)

“Эй ухнем”, “Не кочегары мы, не плотники”,“Не плачь девчонка”, Captain Jack

 

- Я могу свернуть горы

- Только я могу справиться с такой работой

- Я не один, мы вместе

- Мне не скучно присутствовать здесь и сейчас

- Мой труд ценен

 

Песни-плачи

(О потере, о несчастной любви о тяжелой доле)

 

“Черный ворон”, “Ой цветет калина”, “Голуби летят над нашей зоной”

- Я могу погрузиться в свою печаль и пережить ее

- Я могу просто с удовольствием страдануть на досуге

- Я не одинок в своих чувствах

- Я найду выход

 

Песни о любви

несчастной любви, о счастливой влюбленности, о долгих годах в браке)

“Ой, цветет калина”

“Мне хорошо рядом с тобой

“Исчезли солнечные дни”

- Я хочу разделить свои чувства с другим, пока любовь не переполнила меня, и я не лопнул

- В меня тоже кто-то может так влюбиться – например, поющий

Объединяющие песни – исполняются в компании

(о дружбе, о тяжелой доле, популярные застольные песни, ностальгические песни)

“Изгиб гитары желтой”, “Черный ворон”, “Ничего на свете лучше нету... “Мороз-мороз”,

- Я чувствую единение со всеми, кто поет

- Меня понимают

- Я ценен и уважаем

Ностальгические песни - об утраченном

Как молоды мы были”

или любые песни из прошлого

- Я погружаюсь в то время, когда я был моложе и обретаю потерянное

Ценностные песни

(гимны, профессиональные песни, военные песни, песни протеста, романтические песни – от средневековых баллад до тюремной лирики )

Марсильеза”

“Дан приказ ему на запад”, “Гренада”, “Бригантина”, “В далеком Брискайском заливе”, “Владимирский централ”, “Мурка”

- Я герой, избранный,

- Я пришел в этот мир неслучайно

- Я не сомневаюсь, я уверен, я знаю, как правильно

- У всех героев трагическая судьба, а я один из них – имею право страдануть”

 

Этот список может быть продолжен до бесконечности и разниться глубиной нарезки – как вы могли заметить, некоторые песни соответствуют нескольким категориям, особенно, в зависимости от контекста использования. Есть много других категорий и задач – частушки, колбельные, агрессивные, песни занятия сесом, фитнесом, песни для рефлексии и философствования.

 

Схема вторая – использование песен в терапии.

 

Регресс в конкретный возраст

Песни, которые клиент слушал в конкретном возрасте и ассоциирует с тем временем

Регресс (в детство)

Колыбельные

Детские песни

Песни из мультфильмов

Поддежка-укачивание

Колыбельные

Фокусировка

 

Песня как метафора состояния и проективный материал

Контакт с чувствами, состояниями и ролями. Максимизация чувств. Дублирование.

Песни, содержащие соответствующее задаче послание (см. ниже)

Тоска, боль, горе

Песни о смерти: “Черный ворон”, “Там вдали за рекой”

Песни о несчастной любви: “Тонкая рябина”, “По муромской дорожке”, “Сиреневый туман”…

Агрессия

Ярость

Военные марши

Русский рок – гр.Кино, ДДТ, Алиса…

Песни протеста

Тяжелая музыка – гр. Ramstein, NIN, Prodigy, ACDC…

Уверенность, прилив сил

гр.“Кино”, “Любэ”…

Р.Вагнер –“Полет валькирий”, саундтреки к героическим киноэпопеям - ”Звездные войны”, ”Стар Трек”

Влюбленность

Песни о счастливой или о несчастной любви: эстрада, романсы, народные песни, блюзы

Саундтреки, нью-эйдж, классика, подборки для медитаций, звуки природы

“Poison” (Э.Купер) и т.п.

Мечтательность, романтичность

“Чудесная страна” (“Браво”), “Парамарибо” (“Квартал”), Вертинский -романсы, а также шансон, песни странствий, саундтреки из приключенческих (“Дети капитана Гранта“) или атмосферных (“Твин Пикс“) кинофильмов, баллады с сюжетом.

Гр. “Ария”, “Аквариум”, “Кино”

 Worldmusic, newage, ambient, классика

Роль сексуально привлекательного

Танго, восточные танцы…

I’m Too Sexy (Right Said Fred), Sex Bomb (Том Джонс), You Can Leave Your Hat On (Джо Кокер), Stop (Сэм Браун),

Элвис Престли, Челентано, Лайма Вайкуле, Пола Абдул, Мадонна, Ванесса Паради, Милен Фармер, Патрисия Каас, Шаде, Шакира, Джастин Тимберлейк, Дженифер Лопез, Бритни Спирз...

Задумчивость, покой

Умиротворение, созерцатльность

Роль мудреца

Интеллектуальные песни, спокойные инструментальные, протяжные народные песни

БГ, Макаревич…

Джеймс Ласт (“Одинокй пастух”), К.Шульце (Timewind)…

worldmusic, newage, ambient…

Чувство свободы

 

Песни странствий

“Ничего на свете лучше нету”, “Мохнатый шмель”

Оптимизм

“Жизнь прекрасна” (Т.А.М.)… “Крепитесь люди, скоро лето” (Митяев)

Веселье

 

Все ритмичное и, по возможности, мажорное - народные плясовые, рок-н-ролл, рокабилли, ска…

 

ТРИКСТЕР-1:

Насмешник

Частушки, пародии, дразнилки, песни протеста, нерусский и русский рок типа ГО или ДДТ

ТРИКСТЕР-2:

Ловкач

“Надо жить умеючи, надо жить играючи…”

“Говорят мы буки-бяки…”, “Какое небо голубое…”

ТРИКСТЕР – 3:

Простак

- “Песня про зайцев”

- “А может быть ворона…”

- “Таких не берут в космонавты…”, “Аквалангисты”, “Мамаду” и пр. (Манго-манго), “Гитар” (Петр Налич)

- Детские песни-нелепицы

- Песни на тарабарщине (2 Самолета и пр)

ТРИКСТЕР-4:

клоун

Песенка Винни Пуха, песенка Чебурашки

Настройка на сакральное:

общение с, душой, жизненной силой, с Богом

1) Торжественная духовная музыка

2) Нью-эйдж

Эта подборка также может быть продолжена до бесконечности. Вам потребуется всего лишь составить список требуемых терапевтических функций и задач, нужных ролей, чувств и состояний. Отдельно можно собрать свою коллекцию ресурсных персонажей.

Составляя свой реестр популярных, часто используемых ресурсных персонажей, я обратила внимание, что все они четко укладываются в семейные роли – мама (любовь, укачивание), папа (защита, агрессия), сиблинг-трикстер (играющее дитя) и дедушка, бабушка, семейный врач (мудрец, маг, рацио). Также они задействованы во всех пяти этапах работы с детской сценой – забрать ребенка в безопасное место (защитник), приласкать(укачиватель), восстановить справедливость (защитник + мудрец), дать отреагировать свой гнев из роли защищенного ребенкаащитник), и завершить беззаботными детскими играми (сиблинг-трикстер). Таким образом, подбирая поющих персонажей и прослушивая песню, помимо послания, необходимо держать на контроле, из какой пристройки он это послание транслирует. Либо это Родитель (мама, папа), либо Взрослый (мудрец), либо Дитя (сиблинг).

Интроекты в предлагаемой мной методике почти не поют. Во-первых, для пения нужно иметь состояние, когда поет душа. Во-вторых, опереточный злодей всегда выглядит комично. В сущности, превращать все действие в оперетту нежелательно, так как это может создать эффект обесценивания. Хотя сам по себе этот эффект иногда служит отличным инструментом - если перед нами стоит задача быстро выманить клиента из-под власти интроектов и дать ему посмотреть на абсурдную картину из зеркала. Например, я бы предложила протагонисту прикинуть, на напоминают ли эти интроекты каких-то сказочных персонажей (и тогда мы можем использовать готовые цитаты). Если нет – тогда задать им короткие послания, которые они могли бы спеть. Это аналог психодраматической техники, в которой мы показываем протагонисту “танец” его проблемы.

В заключение, подчеркну, что никакие метко угаданные и подобранные директором музыкальные цитаты не могут по своей ценности сравниться с самостоятельной импровизацией протагониста. Импровизация в пении – это наработка cпонтанности и полного контакта с собой, гармонии души и тела. Ведь мелодия – это не рэндомизация случайных нот, как человеческая речь – не набор случайных слов из словаря или букв из букваря. И то, и другое несет в себе некое послание – смысловое, эмоциональное. Для того, чтобы спонтанно развивать мелодию и придумывать новые ее повороты, необходим полный контакт с голосом истинных желаний. Только так мы можем почувствовать, куда нам хочется “пойти” своим голосом или куда повеcти свой инструмент.

 

Литература

Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая, Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуальзации – 8.02.2006

Забылин, М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.- М-1980

Келлерман, П. Психодрама крупным планом. Анализ терапевтических механизмов. – М., 2001

Морено, Дж.Дж. Включи свою внутреннюю музыку: Музыкальная терапия и психодрама. – М., 2009

Нискер, В. «Безумная мудрость» - СПб, 2000.

Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси - М., 1986

Усачёва В. В. Магия слова и действия в народной культуре славян. М., 2008

Эстес, К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – СПб, 2008.

Bowra, C. M. Primitive song. – L.,1962

Ywahoo, D. Voices of Our Ancestors: Cherokee Teachings from the Wisdom Fire - Boston, 1987.

 




Елена МОКСЯКОВА, психолог-психотерапевт


<=
Хостинг от uCoz