На главную Персональный сайт психология: статьи прочие статьи онлайн-консультации англоязычная версия

Когда шеф – погонщик



Я по натуре очень спокойный, уравновешенный, и вместе с тем очень медлительный человек. Шеф постоянно меня торопит, иногда стоит над душой, когда я что-то делаю, и говорит «Быстрее!». А у меня из-за этого все из рук валится. Я привыкла, перед тем как сделать дело, тщательно обдумать его. Раньше мне это не мешало, т.к. всегда считала «тише едешь – дальше будешь». Что делать? Дать понять шефу, что все люди разные и у каждого свой темп работы или пытаться менять себя? Но разве можно изменить темперамент?

Нет на свете такого сотрудника, которого бы можно было мотивировать понуканием. И уж точно не существует людей, которые способны хорошо работать, если у них кто-то стоит над душой. Вам не помешает серьезный разговор с шефом. Однако, сильно не обольщайтесь: чтобы изменить картину мира любого начальника потребовалось бы несколько хороших тренингов или коуч-сессий, а не только обратная связь от сотрудника. Этот разговор нужен прежде всего вам, чтобы защитить свои границы. Также после такого разговора будет ясно, чего от этого начальника и вашей работы ждать в будущем.

1. На ковер
Итак, вы решились на серьезный разговор с шефом. Это должна быть официальная аудиенция. Ни в коем случае не заводите разговоров в присутствии других сотрудников, в отвлекающей обстановке, на корпоративе, за обедом, на летучке и т.п. Попросите уделить вам десять минут. Начинайте без предисловий. Говорите увеменно. Постройте свою просьбу по следующей схеме. Изложите факт (происходит А, Б и В). Затем - что это значит для вас лично. Третьим шагом - пожелания и предложения. Например:
"Вы требуете, чтобы я работала быстрее и поэтому меня подгоняете, тратите свое рабочее время, чтобы подходить ко мне, контролировать, говорить "Быстрее!". Мне это очень мешает сосредоточиться на работе, в результате я работаю значительно медленнее. Я хочу работать быстро и эффективно, но для этого мне необходимо ваше доверие. Мне бы хотелось, чтобы вы давали мне задание, назначали сроки выполнения и контроировали только результат. А ответственность за выполнение буду нести только я. Если бы вы согласились оказать мне такое доверие, я могла бы работать значительно быстрее…"

2. Изображать кипучую деятельность
Темперамент сменить нельзя, но можно сделать видимость. Многим удается "накрутить" себя и в таком тревожном, озабоченном состоянии казаться очень быстрыми. Это значит, заниматься несколькими делами одновременно, что-то делать тяп-ляп, что-то недоделывать вовсе, носиться по офису с безумными глазами, причитать и демонстративно переживать за общее дело, а когда все отстанут - висеть в социальных сетях и интернет-пейджерах. Вот только будете ли вы счастливы на такой работе? Треть суток человек тратит на сон, треть - на работу, остальное - поесть, помучаться в транспорте, убраться, постирать-приготовить и а также… Сколько остается на "а также"? Явно меньше тех восьми часов, которые вы проводите в офисе. Поэтому насилуя свою психику на неподходящей для вас работе, вы откладываете тот момент, когда терпение кончится, а также разбазариваете попусту свою единственную жизнь и не даете фирме того, что ей нужно. Не исключено, что на самом деле здесь, в этих бизнес-процессах, необходим кто-то очень шустрый. А где-то есть фирма, которая ищет такого сотрудника как вы - старательного, обстоятельного, вдумчивого, аккуратного.
Итак, первым делом взвесьте, стоит ли овчинка выделки. Если - да, то пробуем второй способ - народный. Присмотритесь к другим сотрудникам: кого из них начальник не понукает? Все ли они успевают на самом деле? Сами ли они это делают или спихивают на вас свою работу? Как они ведут себя в присутствии шефа? Выпишите минимум десять пунктов - вот то, чего от вас ждет начальство. И попытайтесь это скопировать. Примерьте на себя роль, позу, выражение лица, интонации. Порепетируйте перед зеркалом.

3. Разберитесь в себе
У вас все валится из рук от понуканий начальника, и это ваш собственный внутренний процесс. Если бы вам в детстве не доставалось от взрослых за вашу "медлительность", обстоятельность и прочие особенности, то ваша реакция на шефа была бы не такой бурной - примерно как на назойливую муху. От мух же у вас из рук не все валится? У вашего начальника тоже было "счастливое детство", где-то же он усвоил такой странный стиль руководства. Задайтесь вопросом, где, в каком возрасте, между кем и кем, самое позднее, уместны такие отношения? Когда раньше вы могли чувствовать такое - на вас орут, и от этого все валится из рук? Вот этот сценарий вы и продолжаете отыгрывать вместо работы, видя друг в друге одновременно прежних обидчиков и даже самих себя. Другими словами, вы оба занимаетесь на работе посторонними вещами. С той разницей, что ваш начальник обличен властью, а вы нет, по этому в паре жертва-агрессор роль жертвы отведена вам. И это далеко не последний ваш начальник. Поскольку вы не слегка раздражаетесь, а откровенно разрушаетесь в ответ на стандартные действия начальника, это ваша личная психологическая проблема, то есть последствия сильных стрессов пережитых в прошлом, и для того, чтобы справиться с ними, вам потребуется индивидуальная помощь психолога.

4. Реальность и психика
Посмотрите на ситуацию извне, как будто вы смотрите фильм про незнакомых вам людей. Чего хочет ваш шеф? Чтобы вы делали больше или изображали занятость? Чтобы вы успевали все то, что вы делаете в большем объеме? Расставьте приоритеты. Всегда есть первостепенные и второстепенные дела, и шеф наверняка ждет выполнения первостепенных. Если он непредсказуем, то принимая от него несколько заданий одновременно, требуйте, чтобы приоритеты и расставил он. Возможно, вам придется пересмотреть свои алгоритмы работы и избавиться от чего-то лишнего. Например, машинистки никогда не исправляют опечатки, пока текст не допечатан, и уж точно его не форматируют. Это экономит массу времени. Подобных хитростей в каждой области существует множество. А для эффективного управления временем изучите тайм-менеджмент.

5. Тайм-менеджмент
Это современная технология управления своим временем, в которой есть алгоритмы - удобные и понятные в использовании. Например, вы можете существенно сэкономить период обдумывания порученного вам задания, если поделите его на части и займетесь ими по отдельности. В то же время, глядя на проблему целиком, вы можете долгое время думать не над ее решением, а над тем, как к ней подступиться. Также не одна минута ежедневно уходит у нас, чтобы заставить себя делать что-то неприятное. Часто мы это откладываем на потом и занимаем себя какими-то второстепенными и ненужными делами, вместо того, чтобы "отстреляться" сразу. Таких неэффективных паттернов существует великое множество, и мы их попросту не замечаем. При помощи тайм-менеджмента их можнео найти и обезвредить.

Однако, как бы вы ни ускорились, ваш шеф все равно время от времени будет делать вам замечания, и они будут вас снова деморализовать. Поэтому рано или поздно вам придется сменить шефа или избавиться от своего психологического "багажа", от которого все валится из рук.


Елена МОКСЯКОВА
психолог-психотерапевт, бизнес-тренер, коуч


ответ на вопрос для журнала «Справочник секретаря и офис-менеджера»

<=
Хостинг от uCoz