Валентина Толкунова

 

Пресс-релиз

 

 

Валентина Васильевна Толкунова не из тех, кто ворчит или подстраивается под обстоятельства. Не из тех, кто прячется и лелеет свой пессимизм. Она не боится выдумать что-то или кого-то, а потом разочароваться. Ведь ей хватает сил и желания менять мир – хотя бы вокруг себя, принимать людей не такими, какие они есть, а такими, какими они могли бы стать. Поэтому альбом «Мой придуманный мужчина», вне зависимости от авторства, это – внутренний мир Валентины Толкуновой.

Разумеется, придумыванием мужчин Толкунова не станет ограничиваться. Она старается не только найти струнку, тянущуюся к слушателю и уцепиться за нее обеими руками, как это делают многие исполнители. Она старается сосредоточить в своем творчестве лучшие традиции русской народной музыки и культуры, культивировать эту русскость, российскость, родную российскую эстетику, противопоставляя ее Западу, в донкихотском порыве стремясь именно ее сделать эталлоном. У нее более, чем достаточно вкуса, дабы не превращать себя в ансамбль «Березка». Валентина Васильевна не собирает свой репертуар по деревням и не наряжается в  матрешачьи костюмы, но, при этом весь ее образ пронизан атмосферой русских традиций. Сюжеты песен обволакивают простые, размеренно–ностальгичные, слегка провинциальные картины. Перед глазами проплывают тенистые дворики, старомодные, порядочные барышни, герань на окнах и кружевные занавески. Музыка меняется от песни к песне, эстетика и настроение остаются – цельные и неразрывные, с вплетенной в них волной страданий, частушек, рождающегося из их пены городского романса. Романс – исконно русское явление. Выберитесь за границу и попробуйте-ка объяснить там, что такое романс! Толкунова на романсах выросла. Она знает, как их нужно петь, где перейти на безысходны шепот, на мелодекламацию, и когда нырнуть своим юным лучистым голосом обратно в поток прозрачной лирики. Настроение тянется, как мед, как длинные лучи вечернего солнца, выглядывающего из-за крон тенистого парка, как бесконечная нитка жемчуга – вечного спутника Толкуновой. С жемчугом Валентина Васильевна никогда не расстается. Для нее он – не только часть имиджа, не ее личный аксессуар, а символ все той же российской стилистики. Юный голос, жемчуг и длинные роскошные волосы – Толкунова ничуть не изменилась. Толкунова ни в какую не соглашается гоняться за модой и остается собой, чего бы это ни стоило. Даже наряды свои она ездит заказывать за тридевять земель в Архангельск: там люди с руками и с совсем другим, неспешным, творческим отношением к работе. Но это – не веншнее, не напускное. Это – ее нутро. «Я не думаю, что слово образ, имидж относится ко мне,» - говорит Валенитна Васильевна.

 

 

Валентина Толкунова о придуманных мужчинах:

 

Я пришла к выводу, что нельзя переделать человека только нравоучениями и только желанием видеть его таким, каким ты его придумала. Можно скорректировать его действия и сделать его помягче, если хочется, подобрее только через свое собственное поведение. То есть если ты будешь не назидая, не нравоучая, не делая ему замечания, не одергивая на каждом шагу, не говоря «ты должен», «ты обязан» (эти слова нужно выбросить из жизни раз и навсегда) менять его. Если ты своим поведением скорректируешь его состояние, он к тебе будет по-другому относиться. Потому что в ответ на какие-то его действия, которые тебе не несимпатичны, ты можешь его довоспитать, но не перевоспитать. Мы в людях очень часто разочаровываемся, потому что мы не находим ключа к людям.

 

 

о шоу-бизнесе:

Я считаю, что на нашей сегодняшней эстраде больше всего важен внешний эффект, связанный с одеждой, с макияжем, с силуэтом, с модой, таких вещей, как – голос, актерское мастерство и в помине нет. Только у некоторых актеров и певцов. Все остальное – это продажа себя. Нельзя себя продавать в угоду мод. Нельзя себя и свое нутро отдавать на растерзание общества, которое хочет тебя ругает, хочет – хвалит. Какое вообще право имеет кто-то тебя критиковать или хвалит? О себе надо вообще забыть. Когда есть внутренний мир, идея, цель, ради чего ты служишь в искусстве, и кому ты служишь, все становится на свои места.

 

о записи:

Если меня не устраивает аранжировка, если она перегружена, если она не доносит смысл песни и того чувства, которое я хочу передать, я сразу говорю аранжировщику, чтобы он это изменил.

Вообще я отношусь к певцам, которые очень быстро пишутся. За два-три дубля. Иногда приходится подолгу работать над какой-то фразой, когда я обращаю на это внимание и заставляю звукорежиссера переписать. Потому что материал остается на долгие годы... Я как правило, иду подготовленной на запись. Прежде всего, я выучиваю, как следует, песню. Я могу не выучить слова до конца, но стараюсь песню продумать нюансы. И именно запись показывает, правильно ты отнесся к песне или нет. Я прихожу и пою первый дубль, сразу сажусь и выслушиваю. И тут же, моментально второй дубль у меня другой. А иногда бывает, что первый дубль такой, что нужно оставить его.... Мои родные – первые, кто слушает результат. Они делают свои выводы, каждый по-своему. Но я осень прислушиваюсь к мнению своей мамы, потому что она – музыкальный человек, она поет, когда-то брала гитару в руки, пела романсы. Все, что у меня связано с романсами, от моей мамы. У нас всегда много было в доме пластинок во времена моего детства. Поэтому я слушала и Шаляпина, и Клавдию Шульженко... И все это в меня внедрилось, я в себя все это впитала. И спасибо маме, что я имела возможность это слушать. Она сама мне пела много романсов.

 

о вещах:

Нельзя быть рабом вещей, недвижимости, собственности. Надо свой мир ограничить тем, что тебе полезно для работы, спать есть, чтобы это было уютно. Ненужные вещи я раздаю людям, которые в этом нуждаются. Если я что-то покупаю, а мне не нужно, это еще кому-то послужит.

 

 

о себе:

Трудный характер? Для некоторых - да. Для тех, кто меня плохо знае. Постоять за себя я могу. Это выработалось за годы моей жизни. Раньше я никогда не могла за себя постоять, только мысленно... Приходила домой и думала: «Надо было сказать вот так...» А теперь я говорю все, что думаю. Во-первых, я не хочу быть обманутой. Во вторых, я не хочу, чтобы люди обманывались в моем характере и проявлении чувств. Я себе напоминаю человека, которому исполнилось очень много лет, который собрал всех своих родственников на своем юбилее и сказал о них все, что думал. Хотя до этого молчал. Они удивились, а он говорит: «Я в таком возрасте, когда я в ответе не перед вами, а только перед Богом. И теперь я имею право говорить только то, то хочу.» Я теперь никому ничего не должна. То, что была должна, я уже выполнила. Больше никакого страха ни перед кем нет, даже перед власть имущими.

 

 

 

 

об альбоме:

 

Альбом не с грустинкой, а с надеждой на радость, на то, что эта грустинка закончится. Это – светлая лирика. Добрая, красивая, лирика настроения. Там соединение оркестровки на синтезаторе, компьютера, живых инструментов. Во всех песнях играет живая акустическая гитара.

Василий Попов очень своеобразный, очень эмоциональный автор. А еще Корина Филиппова, которая написала стихи к некоторым песням. Они думают так же, как я. Соединение, сочетание думающих сердец и одинаково настроенных чувств дает удивительные результаты. Таким результатом является пластинка «Мой придуманный мужчина». На этой пластинке все гармонично сочетается – переход от темы к теме, разные образы, разные женщины, но они ждут одного – своего придуманного мужчину. В восемнадцать лет девушка придумывает себе рыцаря, который увез бы ее на коне (романтическое настроение). В среднем возрасте женщина думает о человеке, который бы ее понимал, уважал, которого бы она любила, который бы любил ее, чтобы были тесные, теплые, более спокойные, уравновешенные отношения. А зрелая женщина ищет такого мужчину, с которым она могла бы пройти по своей золотой осени до конца жизни. И эти три возраста постоянно формируются  в этой пластинке. И эта заданность присутствует везде, во всех песнях. Это – песни настроения, лирики, чувства. Эта пластинка недаром начинается с песни «Тихий дворик, старый домик, в нем бы жить вдвоем...»

Есть определенная программа. Сначала история о том, «как я его встретила», другие ситуации. И потом уже, в конце – «Ничего не берите из прошлого». Если ты расстаешься с человеком, не встречайся с ним. Любовь каждый понимает по-своему. Я любовь понимаю во всепрощении. Строить свой мир не на гармонии мрака, а на гармонии света, добра, любви, не на стереотипных отношенях, а на индивидуальном подходе. Потому что встречи тебе даны неслучайно. Это должно быть как-то резюмировано, чем-то закончено. Я всегда огорчаюсь, если цепь моих отношений с людьми или обрывается, или заканчивается ссорой, каким-то замечанием. Я отношусь к этому болезненно. Моя задача развеять это, сказать: «Сегодня так, а завтра иначе. Но я же вас люблю...»

1          тихий дворик, старый домик…           в.попов        в.попов

Это – мечта. Все время жить вдвоем с мужчиной, который придуман, который волнует,  с которым спокойно, надежно. Который не раздражает и рядом с тобой идет по жизни, понимает тебя, уважая и любя, не торгуя своими чувствами, является преданным созданием.

 

2          мой придуманный мужчина     в.попов        в.попов

Песня «Мой придуманный мужчина» является заглавной песней этого диска. На ней строится настроение тех песен, которые потом звучат, и особенно это чувствуется в «Надо уметь говорить слово «нет».

 

3          ах сирень-сиренюшка    в.попов        в.попов, н.попова

Образ, который создан, кстати говоря, очень мудрой русской женщиной. Это – мама Васи Попова, которая однажды встала у окна и говорит: «Васенька! Посмотри! Зацвела сирень-сиренюшка.» У Васи родился образ и настолько русское название. И... Родилась песня.

 

4          слово "нет"            в.попов        к.филиппова

Когда проходят чувства, надо уметь говорить слово «нет». Мне было очень трудно. Я не могла сказать слово «нет», потому что считала это большой грубостью. Я вуалировала слово «нет». Я считала, что его нельзя сказать воткрытую, потому что оно может обидеть человека. Но со временем я поняла, что слово «нет» надо выучиться говорить. И говорить его вовремя, до того, как человек созрел, напридумывал. Свою женщину придумал...

 

5          одиночество вдвоем      в.попов        в.попов

Это частое состояние для многих семей или встречающихся людей. Об этом в песне об этом говорится с юмором. Это происходит тогда, когда у людей нет общего душевного настроя и нет общих тем для разговора. Сейчас, говорят, мы разделены, вы – человек высшего общества, вы – человек низшего... Это все - градации государственной заданности. Но так как я давно от этого отошла, для меня каждый человек – это, прежде всего – человек. Даже человек-пьяница на улице – он человек, который может быть очень хорошим, помести его в другие условия, добавь ему немного энергии и радости. Всегда нужно давать человеку возможность посмотреть на себя с лучшей стороны, каким бы он мог быть, если бы... Всегда можно проследить в жизни,  где ты споткнулся.

 

6          поставь мне старую пластинку          в.попов        в.попов

Очень многие люди сейчас имеют обыкновение думать о делах, и кроме этого никаких разговоров в доме нет. Развернитесь друг к другу лицом! Этим символом соединения двух сердец является образ старой пластинки. Обратитесь друг к другу, к общим воспоминаниям. Свое настроение выстроите так, чтобы создать свое поле. Отключитесь от внешнего мира, и вам будет приятно вместе.

Нельзя грустить и замыкаться в себе. А в наше время каждый сидит в своей коробочке, своих наушниках.

 

7          всегда смотреть бывает грустно…  в.попов        ю.щелоков,в.попов

 

Это - изумительная песня, самая философская из всех, которые в этом альбоме есть.  Самая философская и неличностная. Это – песня-сюр. Ты смотришь на заросший пруд, который уже загажен и не может принять лебедей. Смотришь на человека, который был раньше чист, а теперь, через несколько лет, у него душа  не твоего друга. И заканчивается словами «Всегда смотреть бывает грустно... на глушь в былое время близких душ». Там играет эстрадно-симфонический оркестр, и орекестровка очень интересная. Играет струнный квартет. Как соединение двух начал. Может быть, после выхода этой пластинки, я найду певца, который вместе со мне споет ее, и прокричит, протрубит людям этот призыв – «Не зарастайте! Откройте свои души!»

 

8          горький мед           в.попов        в.попов

Горький мед – это песня в народном стиле, песня самая ранняя, на которой мы познакомились с Васей Поповым. Он – поэт и рок-музыкант, но позвонил мне и сказал: «Валентина Васильевна, я неожиданно для себя написал песню совершенно мне несвойственную, но в вашем ключе, в народном. Мне кажется, что она вам подойдет. Я ее писал специально для вас.»

9          чужой помады след        в.попов        к.филиппова

Самое трудное на свете – это по-настоящему любить... Не физически, не плотски любить, а на высочайшем духовном уровне. И прощать. Почему? Потому что ты даешь шанс человеку выжить, подняться до какого-то уровня, который тебе приятен, нужен, на котором ты сам находишься. То есть прощать его промахи, его недостатки, потому что нужно человека не опускать, а поднимать до своего уровня – в этом задача любви. Если ты отмахнешься, ты его не любишь.

 

 

10        а мне б сейчас по окружной…            в.попов        к.филиппова

Такие настроения, как у водителя с большим стажем, бывают, но не часто. Когда вырываешься на свежий воздух из замкнутого пространства, это, по крайней мере, отрезвляет. А уж когда все внимание переключается на дорогу, на огни, мелькание светофоров, ты мчишься и забываешь о своих проблемах.

 

11        уходя, ничего не берите из прошлого…     в.попов, в.толкунова      к.филиппова

Нельзя два раза входить в одну и ту же реку. Наверное, оно правомерно. Например, это все равно как нельзя спеть песню тридцатилетней давности так же. Эта песня является резюме всей пластинки. Придумал, вспомнил о том, что у тебя было, простил, но самое главное, если ты задумал уйти, ты, уходя, ничего не должен брать из прошлого. Как бы тебя потом ни жалели, чтобы потом ни говорили, ты ничего материального не должен брать из прошлого. Только свою любовь. Ты должен оставить ее в первозданном виде ко всем людям. Даже к тем людям, которых ты не перевоспитал, недовоспитал, они остались такими, как были, и ты в них разочаровался.

Дневники я стараюсь разрывать и сжигать, потому что все, чем твои чувства, эмоции были заняты в какой-то период времени, интересно, как воспоминания, но не более того, как момент твоего состояния и настроения. Но настроение поменялось, а записи остались, и тебе это неприятно (или тебя это смешит, или тебя это радует). Но ты оставляешь это в своей памяти человеческой. Не обязательно, чтобы кто-то когда-то это прочитал о том, чем ты был занят. Человек не для этого живет. Человек создан не для того чтобы люди читали о нем или восхищались. Уходя, ничего не берите из прошлого. Ушло – и ушло.

 

 

 

 

 

Детали

 

·        Толкунова редко готовит еду, обычно это за нее это делает мама. Валентина Васильевна любит овощи, соки, травы, питает особую слабость к первым блюдам. Вредных привычек не имеет.

 

·        Сын Толкуновой – Коля никогда не хотел быть артистом, с детства насмотревшись на все «трудности этой пофесссии» и устав от постоянной толчеи. Ведет себя скромно, своей фамилией в корыстных целях не пользуется.

 

·        Валентина Толкунова имеет массу регалий – вообразимых и не очень. Например, она - народная артистка России (1987 г.), Заслуженная артистка России (1979 г.), Заслуженная артистка Калмыкии (1975 г.), Лауреат премии ленинского комсомола (1980 г.), Лауреат премии МВД России (1995 г.), Почетный железнодорожник России (1996 г.), Заслуженный энергетик России (1997 г.), Почетный артековец, почетный БАМовец, почетный пограничник. Награждена орденом дружбы народов (1996 г.), почетным знаком ФАПСИ (1997 г.), медалью в честь "850-летия Москвы" (1997 г.), почетными грамотами правительств Эстонии, Казахстана, Туркменистана, Украины, Калмыкии, Кабардино-Балкарии. «Дороже всего мне звание Человека, - говорит Толкунова. -  Я не делю людей на социумы, на богатых и бедных, почетных и не почетных.»

 

 

·        На досуге и для души Валентина Васильевна предпочитает слушать классическую музыку. Любит Моцарта, Рахманинова, Вивальди, Россини, Генделя. Не любит тяжелую артиллерию от Вагнера или Бетховена: «Это – гении, но они мне не близки. Мне нравится более грациозная, прохладная музыка»

 

 

·        Валентина Толкунова далеко выходила за пределы «своего» жанра, пела не только романсы и «советскую эстраду». Вначале ее карьеры был ВИО-66 (вокально-инструментальный оркестр под управлением Ю.С.Саульского), где она проработала 5 лет солисткой-вокалисткой и пела джаз. Она перепробовала все – от классической музыки до баллад и драматических ролей. Теперь она делает упор на репертуар, который помогает ей раскрыться не просто как вокалистке, но и как настоящей артистке.

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz